Раздел 2. Организационно-правовая основа местного самоуправления. Глава 5. Порядок формирования, организация работы органов и должностных лиц местного самоуправления.
Статья 45. Порядок формирования советов.
1. Сельские, поселковые, городские, районные в городах (в случае их создания), районные, областные советы состоят из депутатов, избираемых населением соответствующей территории на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования.
2. Порядок организации и проведения выборов депутатов определяется законом.
3. Общий состав совета определяется советом в соответствии с законом о выборах.
4. Совет считается правомочным при условии избрания не менее двух третей депутатов от общего состава совета.
5. В случае, если в совет избрано менее двух третей его состава, до избрания необходимого количества депутатов продолжает осуществлять полномочия совет предыдущего созыва.
6. В случае досрочного прекращения полномочий некоторых депутатов, в результате чего в состав совета входит менее двух третей депутатов, до избрания необходимого количества депутатов такой совет считается правомочным при наличии более половины депутатов от общего состава совета.
7. Срок полномочий советов — четыре года.
Статья 46. Сессия совета.
1. Сельский, поселковый, городской, районный в городе (в случае его создания), районный, областной совет проводит свою работу сессионно. Сессия состоит из пленарных заседаний совета, а также заседаний постоянных комиссий совета.
2. Первая сессия вновь избранного сельского, поселкового, городского, районного в городе совета созывается соответствующей территориальной избирательной комиссией не позднее чем через месяц после избрания совета в правомочном составе, ее открывает и ведет председатель этой избирательной комиссии. Он информирует совет об итогах выборов депутатов и сельского, поселкового, городского головы и признании их полномочий.
3. Первую сессию районного, областного совета созывает и ведет председатель соответствующей территориальной избирательной комиссии.
4. Последующие сессии совета созываются: сельского, поселкового, городского — соответственно сельским, поселковым, городским головой; районного в городе, районного, областного — председателем соответствующего совета.
5. Сессия совета созывается по мере необходимости, но не менее одного раза в квартал, а по вопросам отвода земельных участков — не реже одного раза в месяц.
(Ч. 5 ст. 46 с доп., внес. Законом Украины от 06.09.2005 г. // Вед. ВР Украины— 2005— № 48.— Ст. 483)
6. В случае немотивированного отказа сельского, поселкового, городского головы, председателя районного в городе, районного, об
ластного совета или невозможности им созвать сессию совета сессия созывается: сельского, поселкового, городского совета — секретарем сельского, поселкового, городского совета; районного в городе, районного, областного совета — заместителем председателя соответствующего совета.
В этих случаях сессия созывается:
- в соответствии с поручением сельского, поселкового, городского головы (председателя районного в городе, районного, областного совета);
- если сельский, поселковый, городской голова (председатель районного в городе, районного, областного совета) без уважительных причин не созвал сессию в двухнедельный срок после наступления условий, предусмотренных частью седьмой настоящей статьи;
- если сессия не созывается сельским, поселковым, городским головой (председателем районного в городе, районного, областного совета) в сроки, предусмотренные настоящим Законом.
7. Сессия сельского, поселкового, городского, районного в городе совета должна быть также созвана по предложению не менее одной трети депутатов от общего состава соответствующего совета, исполнительного комитета сельского, поселкового, городского, районного в городе совета, а сессия районного, областного совета — также по предложению не менее одной трети депутатов от общего состава соответствующего совета или председателя соответствующей местной государственной администрации.
8. В случае, если должностные лица, указанные в частях четвертой и шестой настоящей статьи, в двухнедельный срок не созывают сессию по требованию субъектов, указанных в части седьмой настоящей статьи, сессия может быть созвана депутатами соответствующего совета, составляющими не менее одной трети состава совета, или постоянной комиссией совета.
9. Решение о созыве сессии совета доводится до сведения депутатов и населения не позднее чем за 10 дней до сессии, а в исключительных случаях — не позднее чем за день до сессии с указанием времени созыва, места проведения и вопросов, которые предусматривается внести на рассмотрение совета.
10. Сессию сельского, поселкового, городского совета открывает и ведет, соответственно, сельский, поселковый, городской голова, а в случаях, предусмотренных частью шестой настоящей статьи,— секретарь совета; сессию районного в городе, районного, областного совета — председатель совета или его заместитель. В случае, предусмотренном частью восьмой настоящей статьи, сессию открывает по поручению группы депутатов, по инициативе которой созвана сессия, один из депутатов, входящий в ее состав, а ведет по решению совета — один из депутатов этого совета.
11. Сессия совета является правомочной, если в ее пленарном заседании принимает участие более половины депутатов от общего состава совета.
12. Предложения по вопросам на рассмотрение совета могут вноситься сельским, поселковым, городским головой, постоянными комиссиями, депутатами, исполнительным комитетом совета, председателем местной государственной администрации, председателем районного, областного совета, общим собранием граждан.
13. Не позднее чем на второй сессии утверждаются регламент работы соответствующего совета, а также положение о постоянных комиссиях совета.
14. Порядок созыва сессии совета, подготовки и рассмотрения ею вопросов, принятие решений совета об утверждении повестки дня сессии и по другим процедурным вопросам, а также порядок работы сессии определяются регламентом совета.
15. Протоколы сессий сельского, поселкового, городского совета, принятые им решения подписываются сельским, поселковым, городским головой, районного в городе, районного, областного совета — председателем соответствующего совета, в случае их отсутствия — соответственно секретарем сельского, поселкового, городского совета, заместителем председателя районного в городе, районного, областного совета, а в случае, предусмотренном частями седьмой и девятой настоящей статьи, — депутатом совета, который по поручению депутатов председательствовал на ее заседании.
16. Сессии совета проводятся гласно. В случае необходимости совет может принять решение о проведении закрытого пленарного заседания.
Статья 47. Постоянные комиссии совета.
1. Постоянные комиссии совета являются органами совета, которые избираются из числа его депутатов для изучения, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к его ведению, осуществления контроля за выполнением решений совета, его исполнительного комитета.
2. Постоянные комиссии избираются советом на срок его полномочий в составе председателя и членов комиссии. Все другие вопросы структуры комиссии решаются соответствующей комиссией.
3. В состав постоянных комиссий не могут быть избраны сельский, поселковый, городской голова, секретарь сельского, поселкового, городского совета, председатель районного в городе (в случае его создания), районного, областного совета, их заместители.
4. Постоянные комиссии по поручению совета или по собственной инициативе предварительно рассматривают проекты программ социально-экономического и культурного развития, местного бюджета, отчеты об исполнении программ и бюджета, изучают и готовят вопросы о состоянии и развитии соответствующих отраслей хозяйственного и социально-культурного строительства, другие вопросы, которые вносятся на рассмотрение совета, разрабатывают проекты решений совета и готовят заключения по этим вопросам, выступают на сессиях совета с докладами и содокладами.
5. Постоянные комиссии предварительно рассматривают кандидатуры лиц, предлагаемые для избрания, утверждения, назначения или согласования соответствующим советом, готовят заключения по этим вопросам.
6. Постоянные комиссии по поручению совета, председателя, заместителя председателя районного в городе, районного, областного совета, секретаря сельского, поселкового, городского совета или по собственной инициативе изучают деятельность подотчетных и подконтрольных совету и исполнительному комитету сельского, поселкового, городского, районного в городе совета органов, а также по вопросам, отнесенным к ведению совета, местных государственных администраций, предприятий, учреждений и организаций, их филиалов и отделений независимо от форм собственности и их должностных лиц, представляют по результатам проверки рекомендации на рассмотрение их руководителей, а в необходимых случаях — на рассмотрение совета или исполнительного комитета сельского, поселкового, городского, районного в городе совета; осуществляют контроль за выполнением решений совета, исполнительного комитета сельского, поселкового, городского, районного в городе совета.
7. Постоянные комиссии по вопросам, относящимся к их ведению, и в порядке, определенном законом, имеют право получать от руководителей органов, предприятий, учреждений, организаций и их филиалов и отделений необходимые материалы и документы.
8. Организация работы постоянной комиссии совета возлагается на председателя комиссии. Председатель комиссии созывает и ведет заседание комиссии, дает поручения членам комиссии, представляет комиссию в отношениях с другими органами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, а также гражданами, организует работу по реализации заключений и рекомендаций комиссии. В случае отсутствия председателя комиссии или невозможности им исполнять свои полномочия по другим причинам его функции осуществляет заместитель председателя комиссии или секретарь комиссии.
9. Заседание постоянной комиссии созывается по мере необходимости и является правомочным, если в нем принимает участие не менее половины от общего состава комиссии.
10. По результатам изучения и рассмотрения вопросов постоянные комиссии готовят заключения и рекомендации. Заключения и рекомендации постоянной комиссии принимаются большинством голосов от общего состава комиссии и подписываются председателем комиссии, а в случае его отсутствия — заместителем председателя или секретарем комиссии. Протоколы заседаний комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии.
11. Рекомендации постоянных комиссий подлежат обязательному рассмотрению органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, которым они адресованы. О результатах рассмотрения и принятых мерах должны быть уведомлены комиссии в установленный ими срок.
12. Постоянная комиссия для изучения вопросов, разработки проектов решений совета может создавать подготовительные комиссии и рабочие группы с привлечением представителей общественности, ученых и специалистов. Вопросы, относящиеся к ведению нескольких постоянных комиссий, могут по инициативе комиссий, а также по поручению совета, его председателя, заместителя председателя районного в городе, районного, областного совета, секретаря сельского, поселкового, городского совета рассматриваться постоянными комиссиями совместно. Заключения и рекомендации, принятые постоянными комиссиями на их совместных заседаниях, подписываются председателями соответствующих постоянных комиссий.
13. Депутаты работают в постоянных комиссиях на общественных началах. По решению областных советов председатели постоянных комиссий по вопросам бюджета могут работать в совете на постоянной основе.
14. Постоянные комиссии подотчетны совету и ответственны перед ним.
15. Перечень, функциональная направленность и порядок организации работы постоянных комиссий определяются регламентом соответствующего совета и Положением о постоянных комиссиях, утверждаемым советом.
Статья 48. Временные контрольные комиссии совета.
1. Временные контрольные комиссии совета являются органами совета, которые избираются из числа его депутатов для осуществления контроля по конкретно-определенным советом вопросам, относящимся к полномочиям местного самоуправления. Контрольные комиссии представляют отчеты и предложения на рассмотрение совета.
2. Решение о создании временной контрольной комиссии совета, ее названии и задачах, персональном составе комиссии и ее председателе считается принятым, если за это проголосовало не менее одной трети депутатов от общего состава совета.
3. Заседания временных контрольных комиссий совета проводятся, как правило, закрытые. Депутаты, входящие в состав временной контрольной комиссии, и привлеченные комиссией для участия в ее работе специалисты, эксперты, другие лица не должны разглашать информацию, ставшую им известной в связи с ее работой.
4. Полномочия временной контрольной комиссии совета прекращаются с момента принятия советом окончательного решения по результатам работы этой комиссии, а также в случае прекращения полномочий совета, создавшего эту комиссию.
Статья 49. Депутат совета.
1. Полномочия депутата совета начинаются с момента официального оглашения соответствующей территориальной избирательной комиссией на сессии совета решения об итогах выборов и признании полномочий депутатов и заканчиваются в день первой сессии совета нового созыва. Полномочия депутата могут быть прекращены досрочно в случаях, предусмотренных законом.
2. Депутат представляет интересы всей территориальной громады, имеет всю полноту прав, обеспечивающих его активное участие в деятельности совета и образуемых им органов, несет обязанности перед избирателями, советом и его органами, выполняет их поручения. Депутат, кроме секретаря совета, должен входить в состав одной из постоянных комиссий совета.
3. На время сессий, заседаний постоянных комиссий советов, а также для осуществления депутатских полномочий в других, предусмотренных законом, случаях депутат освобождается от исполнения производственных или служебных обязанностей с возмещением ему среднего заработка по основному месту работы и иных расходов, связанных с депутатской деятельностью, за счет соответствующего местного бюджета.
4. Депутат обязан принимать участие в работе сессий совета, заседаний постоянной и других комиссий совета, в состав которых он избран.
5. В случае пропуска депутатом в течение года более половины пленарных заседаний совета или заседаний постоянной комиссии, невыполнения им без уважительных причин решений и поручений совета и его органов соответствующий совет может обратиться к избирателям с предложением об отзыве такого депутата в установленном законом порядке.
6. Депутат имеет право решающего голоса по всем вопросам, которые рассматриваются на сессиях советов, а также на заседаниях постоянной и других комиссий совета, в состав которых он избран.
7. Депутат имеет право обратиться с запросом к руководителям совета и его органов, сельского, поселкового, городского головы, руководителей органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, расположенных или зарегистрированных на соответствующей территории, а депутат городского (города областного значения), районного, областного совета — также председателю местной государственной администрации по вопросам, отнесенным к ведению совета.
8. Орган или должностное лицо, к которым обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ на запрос на сессии совета в сроки и в порядке, установленные советом в соответствии с законом. По результатам рассмотрения запроса совет принимает решение.
9. Предложения и замечания, высказанные депутатами на сессии совета или переданные в письменной форме председательствующему на сессии, рассматриваются советом или по его поручению постоянными комиссиями совета или направляются на рассмотрение подотчетным и подконтрольным ему органам и должностным лицам, которые обязаны рассмотреть эти предложения и замечания в сроки, установленные советом, и о принятых мерах сообщить депутату и совету.
10. Депутат имеет право знакомиться с какими бы то ни было официальными документами, хранящимися в соответствующих органах местного самоуправления, и делать выписки, копирование этих документов.
11. Полномочия депутатов, порядок организации и гарантии депутатской деятельности определяются Конституцией Украины, настоящим Законом, законом о статусе депутата, другими законами.
Статья 50. Секретарь сельского, поселкового, городского совета.
1. Секретарь сельского, поселкового, городского совета избирается по предложению сельского, поселкового, городского головы соответствующим советом из числа его депутатов и работает в совете на постоянной основе. При освобождении от должности секретаря совета в случае отсутствия сельского, поселкового, городского
головы, в связи с досрочным прекращением его полномочий, сельский, поселковый, городской совет из своего состава по предложению одной трети депутатов от общего состава соответствующего совета избирает секретаря совета, который работает в совете напостоянной основе.
(Ч. 1 ст. 50 с изм. и доп., внес. Законом Украины от 21.04.2005 г. // Вед. ВР Украины.—2005.— № 21.— Ст. 303)
2. Секретарь сельского, поселкового, городского совета не может совмещать свою служебную деятельность с другой должностью, в том числе на общественных началах (кроме преподавательской, научной и творческой работы во внеурочное время), заниматься предпринимательской деятельностью, получать от этого прибыль, если иное не предусмотрено законом.
3. Секретарь сельского, поселкового, городского совета:
- в случае, предусмотренном частью первой статьи 42 настоящего Закона, осуществляет полномочия сельского, поселкового, городского головы;
(Ч. 3 ст. 50 доп. новым п. 1 Законом Украины от 06.10.2004 г. // Вед. ВР Украины—2005— № 9— Ст. 172)
- созывает сессии совета в случаях, предусмотренных частью шестой статьи 46 настоящего Закона; сообщает депутатам и доводит до сведения населения информацию о времени и месте проведения сессии совета, вопросы, которые предполагается внести на рассмотрение совета;
- ведет заседания совета и подписывает его решения в случаях, предусмотренных частью шестой статьи 46 настоящего Закона;
- организует подготовку сессий совета, вопросов, вносимых на рассмотрение совета;
- обеспечивает своевременное доведение решений совета до исполнителей и населения, организует контроль за их исполнением;
- по поручению сельского, поселкового, городского головы координирует деятельность постоянных и других комиссий совета, дает им поручения, содействует организации выполнения их рекомендаций;
- содействует депутатам совета в осуществлении их полномочий;
- организует по поручению совета в соответствии с законодательством осуществление мероприятий, связанных с подготовкой и проведением референдумов и выборов в органы государственной власти и местного самоуправления;
- обеспечивает хранение в соответствующих органах местного самоуправления официальных документов, связанных с местным самоуправлением соответствующей территориальной громады, обеспечивает доступ к ним лиц, которым это право предоставлено в установленном порядке;
- решает по поручению сельского, поселкового, городского головы или соответствующего совета другие вопросы, связанные с деятельностью, совета и его органов.
4. Секретарь сельского совета может по решению совета одновременно осуществлять полномочия секретаря исполнительного комитета соответствующего совета.
5. Полномочия секретаря сельского, поселкового, городского совета могут быть досрочно прекращены по решению соответствующего совета.
Статья 51. Исполнительный комитет сельского, поселкового, городского, районного в городе совета.
1. Исполнительным органом сельского, поселкового, городского, районного в городе (в случае его создания) совета является исполнительный комитет совета, образуемый соответствующим советом на срок его полномочий. По истечении полномочий совета, сельского, поселкового, городского головы, председателя районного в городе совета его исполнительный комитет осуществляет свои полномочия до сформирования нового состава исполнительного комитета.
2. Количественный состав исполнительного комитета определяется соответствующим советом. Персональный состав исполнительного комитета сельского, поселкового, городского совета утверждается советом по предложению сельского, поселкового, городского головы, районного в городе совета — по предложению председателя соответствующего совета.
3. Исполнительный комитет совета образуется в составе, соответственно, сельского, поселкового, городского головы, районного в городе совета — председателя соответствующего совета, заместителя (заместителей) сельского, поселкового, городского головы, председателя районного в городе совета, управляющего делами (секретаря) исполнительного комитета, а также руководителей отделов, управлений и других исполнительных органов совета, других лиц.
(Ч. 3 ст. 51 в ред. Закона Украины от 22.05.2003 г. // Вед. ВР Украины— 2003.— № 37.— Ст. 301)
4. В состав исполнительного комитета сельского, поселкового, городского совета входит также по должности секретарь соответствующего совета.
5. Возглавляет исполнительный комитет сельского, поселкового, городского совета, соответственно, сельский, поселковый, городской голова, районного в городе совета — председатель соответствующего совета. В исполнительном комитете сельского совета функции секретаря исполнительного комитета по решению совета может осуществлять секретарь соответствующего совета.
6. Лица, входящие в состав исполнительного комитета, кроме работающих в исполнительных органах совета на постоянной основе, на время заседаний исполнительного комитета, а также для осуществления полномочий в других случаях освобождаются от исполнения производственных или служебных обязанностей с возмещением им среднего заработка по основному месту работы и других расходов, связанных с исполнением обязанностей члена исполнительного комитета, за счет средств соответствующего местного бюджета.
7. На лиц, входящих в состав исполнительного комитета совета и работающих в нем на постоянной основе, распространяются требования по ограничению совместительства их деятельности с другой работой (деятельностью), установленные настоящим Законом для сельского, поселкового, городского головы.
8. Исполнительный комитет совета подотчетен и подконтролен образовавшему его совету, а по вопросам осуществления им полномочий органов исполнительной власти — также подконтролен соответствующим органам исполнительной власти.
9. В состав исполнительного комитета сельского, поселкового, городского, районного в городе совета не могут входить депутаты соответствующего совета, кроме секретаря совета.
Статья 52. Полномочия исполнительного комитета сельского, поселкового, городского, районного в городе совета.
1. Исполнительный комитет сельского, поселкового, городского, районного в городе (в случае его создания) совета может рассматривать и решать вопросы, отнесенные настоящим Законом к ведению исполнительных органов совета.
2. Исполнительный комитет совета:
- предварительно рассматривает проекты местных программ социально-экономического и культурного развития, целевых программ по другим вопросам, местного бюджета, проекты решений по другим вопросам, вносимым на рассмотрение соответствующего совета;
- координирует деятельность отделов, управлений и других исполнительных органов совета, предприятий, учреждений и организаций, относящихся к коммунальной собственности соответствующей территориальной громады, заслушивает отчеты о работе их руководителей;
- имеет право изменять или отменять акты подчиненных ему отделов, управлений, других исполнительных органов совета, а также их должностных лиц.
3. Сельский, поселковый, городской совет может принять решение о разграничении полномочий между его исполнительным комитетом, отделами, управлениями, другими исполнительными органами совета и сельским, поселковым, городским головой в пределах полномочий, предоставленных настоящим Законом исполнительным органам сельских, поселковых, городских советов.
Статья 53. Организация работы исполнительного комитета сельского, поселкового, городского, районного в городе совета.
Основной формой работы исполнительного комитета сельского, поселкового, городского, районного в городе (в случае его создания) совета являются его заседания. Заседания исполнительного комитета созываются, соответственно, сельским, поселковым, городским головой (председателем районного в городе совета), а в случае его отсутствия или невозможности осуществления им этой функции — заместителем сельского, поселкового, городского головы по вопросам деятельности исполнительных органов совета (районного в городе совета — заместителем председателя совета) по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и являются правомочными, если в них принимает участие более половины от общего состава исполнительного комитета.
Статья 54. Отделы, управления и другие исполнительные органы сельского, поселкового, городского, районного в городе совета.
1. Сельский, поселковый, городской, районный в городе (в случае его создания) совет в пределах утвержденных им структуры и штатов может создавать отделы, управления и другие исполнительные органы для осуществления полномочий, отнесенных к ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов.
2. Отделы, управления и другие исполнительные органы совета подотчетны и подконтрольны создавшему их совету, подчинены его исполнительному комитету, сельскому, поселковому, городскому голове, председателю районного в городе совета.
3. Руководители отделов, управлений и других исполнительных органов совета назначаются на должность и освобождаются от должности сельским, поселковым, городским головой, председателем районного в городе совета единолично, а в случаях, предусмотренных законом,— по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти.
4. Положения об отделах, управлениях и других исполнительных органах совета утверждаются соответствующим советом.
Статья 55. Председатель районного, областного, районного в городе совета.
1. Председатель районного, областного, районного в городе (в случае его создания) совета избирается соответствующим советом из числа его депутатов в пределах срока полномочий совета тайным голосованием.
2. Председатель совета исполняет свои обязанности до избрания председателя совета нового созыва, кроме случаев досрочного прекращения полномочий председателя совета в соответствии с настоящим Законом.
3. Председатель совета работает в совете на постоянной основе, не может иметь другого представительского мандата, совмещать свою служебную деятельность с другой работой, в том числе на общественных началах (кроме преподавательской, научной и творческой в нерабочее время), заниматься предпринимательской деятельностью, получать от этого прибыль.
4. В своей деятельности председатель совета подотчетен совету и может быть освобожден от должности советом, если за его освобождение проголосовало не менее двух третей депутатов от общего состава совета путем тайного голосования.
5. Вопрос об освобождении председателя совета может быть внесен на рассмотрение совета по требованию не менее трети депутатов от общего состава совета.
6. Председатель районного, областного, районного в городе совета:
- созывает сессии совета, сообщает депутатам и доводит до сведения населения информацию о времени и месте проведения сессии совета, вопросах, которые предполагается внести на рассмотрение совета, ведет заседание совета;
- обеспечивает подготовку сессий совета и вопросов, вносимых на ее рассмотрение, доведение решений совета до исполнителей, организует контроль за их исполнением;
- представляет совету кандидатуры для избрания на должность заместителя председателя совета; вносит на утверждение совета предложения по структуре органов совета, его исполнительного аппарата, расходам на их содержание;
- вносит совету предложения по созданию и избранию постоянных комиссий совета;
- координирует деятельность постоянных комиссий совета, дает им поручения, содействует организации выполнения их рекомендаций;
- организует предоставление депутатам помощи в осуществлении ими своих полномочий;
- организует в соответствии с законодательством проведение референдумов и выборов в органы государственной власти и местного самоуправления;
- организует работу президиума (коллегии) совета (в случае его создания);
- назначает и освобождает руководителей и других работников структурных подразделений исполнительного аппарата совета;
- осуществляет руководство исполнительным аппаратом совета;
- является распорядителем средств, предусмотренных на содержание совета и его исполнительного аппарата;
- подписывает решения совета, протоколы сессий совета;
- обеспечивает работу по рассмотрению обращений граждан; ведет личный прием граждан;
- обеспечивает гласность в работе совета и его органов, обсуждение гражданами проектов решений совета, важных вопросов местного значения, изучение общественного мнения, обнародует решения совета;
- представляет совет в отношениях с государственными органами, другими органами местного самоуправления, объединениями граждан, трудовыми коллективами, администрацией предприятий, учреждений, организаций и гражданами, а также во внешних отношениях в соответствии с законодательством;
- по решению совета обращается в суд относительно признания незаконными актов местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций, ограничивающих права территориальных громад в сфере их общих интересов, а также полномочия районных, областных советов и их органов;
- отчитывается перед советом о своей деятельности не менее одного раза в год, а по требованию не менее одной трети депутатов — в определенный советом срок;
- решает другие вопросы, порученные ему советом.
7. Председатель районного, областного, районного в городе совета в пределах своих полномочий издает распоряжения.
Статья 56. Заместитель председателя районного, областного, районного в городе совета.
1. Заместитель председателя районного, областного, районного в городе (в случае его создания) совета избирается соответствующим советом в пределах срока его полномочий из числа депутатов этого совета путем тайного голосования и осуществляет свои полномочия до избрания заместителя председателя совета нового созыва, кроме случаев досрочного прекращения его полномочий.
2. Заместитель председателя совета может быть досрочно освобожден от должности по решению совета, которое принимается путем тайного голосования. Вопрос о его освобождении может быть внесен на рассмотрение совета по требованию не менее одной трети депутатов от общего состава совета или председателя совета.
3. Заместитель председателя совета в случае отсутствия председателя совета или невозможности исполнения им своих обязанностей по другим причинам осуществляет полномочия председателя соответствующего совета.
4. Заместитель председателя совета работает в совете на постоянной основе. На него распространяются требования по ограничению совмещения его деятельности с другой работой (деятельностью), установленные настоящим Законом для председателя совета.
Статья 57. Президиум (коллегия) районного, областного совета.
1. Районный, областной совет может образовать президиум (коллегию) совета. Президиум (коллегия) совета является совещательным органом совета, который предварительно готовит согласованные предложения и рекомендации по вопросам, которые предполагается внести на рассмотрение совета. Президиум (коллегия) совета может принимать решения, имеющие совещательный характер.
2. В состав президиума (коллегии) совета входят председатель совета, его заместитель, председатели постоянных комиссий совета, уполномоченные представители депутатских групп и фракций.
3. Президиум (коллегия) совета действует на основе Положения о нем, которое утверждается советом.
Статья 58. Исполнительный аппарат районного, областного совета.
1. Исполнительный аппарат районного, областного совета обеспечивает осуществление советом полномочий, предоставленных ему Конституцией Украины, настоящим и другими законами.
2. Исполнительный аппарат совета осуществляет организационное, правовое, информационное, аналитическое, материально-техническое обеспечение деятельности совета, его органов, депутатов, содействует осуществлению соответствующим советом взаимодействия и связей с территориальными громадами, местными органами исполнительной власти, органами и должностными лицами местного самоуправления.
3. Исполнительный аппарат совета образуется соответствующим советом. Его структура и численность, расходы на содержание устанавливаются советом по представлению его председателя.
4. Исполнительный аппарат совета по должности возглавляет председатель соответствующего совета.
Статья 59. Акты органов и должностных лиц местного самоуправления.
1. Совет в пределах своих полномочий принимает нормативные и иные акты в форме решений.
2. Решение совета принимается на его пленарном заседании после обсуждения большинством депутатов от общего состава совета, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом. При установлении результатов голосования в общий состав сельского, поселкового, городского совета включается сельский, поселковый, городской голова, если он принимает участие в пленарном заседании совета, и учитывается его голос.
3. Решение совета принимается открытым (в том числе поименным) или тайным голосованием. Тайное голосование обязательно проводится в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 16 статьи 26, пунктами 1, 29 и 31 статьи 43 и статьями 55, 56 настоящего Закона.
4. Решение сельского, поселкового, городского совета в пятидневный срок с момента его принятия может быть приостановлено сельским, поселковым, городским головой и внесено на повторное рассмотрение соответствующего совета с обоснованием замечаний. Совет обязан в двухнедельный срок повторно рассмотреть решение. Если совет отклонил замечания сельского, поселкового, городского головы и подтвердил предыдущее решение двумя третями депутатов от общего состава совета, оно вступает в силу.
5. Решения совета нормативно-правового характера вступают в силу со дня их официального обнародования, если советом не установлен более поздний срок введения этих решений в действие.
6. Исполнительный комитет сельского, поселкового, городского, районного в городе (в случае его создания) совета в пределах своих полномочий принимает решения. Решения исполнительного комитета принимаются на его заседании большинством голосов от общего состава исполнительного комитета и подписываются сельским, поселковым, городским головой, председателем районного в городе совета.
7. В случае несогласия сельского, поселкового, городского головы (председателя районного в городе совета) с решением исполнительного комитета совета, он может приостановить действие этого решения своим распоряжением и внести этот вопрос на рассмотрение соответствующего совета.
8. Сельский, поселковый, городской голова, председатель районного в городе, районного, областного совета в пределах своих полномочий издает распоряжения.
9. Решения исполнительного комитета совета по вопросам, отнесенным к собственной компетенции исполнительных органов совета, могут быть отменены соответствующим советом.
10. Акты органов и должностных лиц местного самоуправления по мотивам их несоответствия Конституции или законам Украины признаются незаконными в судебном порядке.
11. Акты органов и должностных лиц местного самоуправления доводятся до сведения населения. По требованию граждан им может быть выдана копия соответствующих актов органов и должностных лиц местного самоуправления.