Меню
Главная
Форумы
Новые сообщения
Поиск сообщений
Пользователи
Зарегистрированные пользователи
Текущие посетители
Наш YouTube
Наш РЦ в Москве
Пожертвования
Вход
Регистрация
Что нового?
Поиск
Поиск
Искать только в заголовках
От:
Новые сообщения
Поиск сообщений
Меню
Главная
Форумы
РАЗДЕЛ ДОСУГА С БАНЕЙ
Библиотека
Тал Бен-Шахар "Что ты выберешь? Решения от которых зависит твоя жизнь
JavaScript отключён. Чтобы полноценно использовать наш сайт, включите JavaScript в своём браузере.
Вы используете устаревший браузер. Этот и другие сайты могут отображаться в нём некорректно.
Вам необходимо обновить браузер или попробовать использовать
другой
.
Ответить в теме
Сообщение
<blockquote data-quote="Маруся" data-source="post: 424201" data-attributes="member: 1"><p>Предисловие</p><p></p><p><strong>То, как мы проводим один день, — это то, как мы проводим всю жизнь.</strong></p><p></p><p><em>Энни Диллард</em></p><p></p><p>В жизни есть место не только действиям и поступкам, но также мыслям и чувствам. Этим четверым очень сложно ужиться вместе — так и хочется развести их по разным углам <em>и сказать: «Подумайте о своем поведении». «Подумать и сделать» — на этом строится наша жизнь, а что идет за чем — вопрос покруче шекспировского «Быть или не быть».</em></p><p></p><p>Современный мир диктует правила, и человек невольно перестает работать со своими эмоциями и внутренними ощущениями. Но случайности не случаются, и даже такие проблемы, как семейная ссора, неинтересная работа, неудавшиеся выходные или лишний вес, — это результат нашего выбора, пусть даже эмоционального и порой неосознанного.</p><p></p><p>Книга Бен-Шахара — о том, как научиться слышать свое сердце и включать голову. Герой одного американского фильма, давая наставления сыну, раздраженно повторял: «Путь к счастливой жизни — колледж, работа, семья!» Но в этой «мировой деревне» не всё так просто, так что универсальных решений не ждите — тренируйте эмоциональный интеллект как мышцу. Мастерство пилота и его стремление выжить проявляются только тогда, когда автопилот выключен. Поэтому попробуйте взять штурвал и поуправлять своей жизнью. Так намного интереснее.</p><p></p><p>«Что ты выберешь?» — это не задачник с ответами в конце главы, не заповеди и даже не лайфхак. Это сборник притч, мудрых мыслей и кейсов на каждый день, который идеально впишется как в домашнюю, так и в офисную библиотеку. Но в отличие от других поп-психологов, зацикленных на мотивации, силе воли и лидерских качествах, Бен-Шахар основательно ухватился за тему счастья. В каждом из 101 пункта вы найдете себя, свои действия в отношениях с семьей, друзьями, коллегами и даже незнакомыми людьми.</p><p></p><p>Есть масса вещей, о которых нам не рассказывали в школе, но зато так живо, трогательно и вдумчиво сумел поведать профессор Гарварда. За что ему большое спасибо. А истории из жизни, цитаты успешных людей, восточные мудрости, научные доводы и философские</p><p></p><p>размышления сделают этот экземпляр вашей настольной книгой и укрепят веру в себя и в других.</p><p></p><p><em>Татьяна Бусаргина, StudyLab — Обучение за рубежом.</em></p><p></p><p><em>Языковая школа в Москве.</em></p><p></p><p></p><p><em>Посвящается моим родителям</em></p><p></p><p>Введение</p><p>Личная философия человека лучше всего выражается не словами, а решениями, которые он принимает. В долгосрочной перспективе мы сами формируем свою жизнь и самих себя. Этот процесс не заканчивается до самой смерти. И выбор, который делает каждый из нас, — это вопрос исключительно нашей личной ответственности.</p><p></p><p><em>Элеонора Рузвельт</em></p><p></p><p>Более 10 лет я пишу и читаю лекции о позитивной психологии, делюсь идеями «науки о счастье» со студентами колледжа, с людьми из неблагополучных слоев общества, с корпоративными менеджерами и членами правительства. С тех пор как я вступил на этот путь, целью моей работы было преобразовать сухой язык научных исследований в доступные и реализуемые идеи, которые могли бы помочь отдельным людям, а также организациям и сообществам на пути к процветанию.</p><p></p><p>Мой интерес к позитивной психологии начался с личного стремления жить более счастливо и полноценно. При этом ключевой составляющей счастья для меня всегда был разумный баланс между работой и личной жизнью. С течением лет я вроде бы нашел способ этого добиться. А затем начался экономический кризис.</p><p></p><p>Рушились банки, некогда процветавшие компании еле-еле выживали, финансирование программ иссякло, люди теряли свои дома и средства к существованию. Даже среди тех, кто был достаточно везуч и избежал серьезных потрясений, многие потеряли доверие к миру, который больше не был для них стабильным и безопасным. Более чем когда-либо моим клиентам понадобились идеи позитивной психологии — чтобы помочь повысить жизнестойкость, сохранить мотивацию, которая могла бы поддержать людей или компании в непростое время, и везде, где только возможно, найти скрытые до этого ресурсы.</p><p></p><p>Я обнаружил, что не могу отказывать клиентам в помощи во время кризиса. И тот баланс между личной жизнью и профессиональной деятельностью, который я до тех пор успешно поддерживал, был потерян. Я консультировал компании в Париже, проводил семинар для врачей в Гонконге, читал лекции в Нью-Йоркской высшей школе, участвовал в мозговом штурме по поводу экономической ситуации в</p><p></p><p>Тель-Авиве — короче говоря, появлялся везде и всюду, где, как мне казалось, позитивная психология могла бы помочь преодолеть последствия кризиса. Даже когда я был дома, я регулярно беседовал с людьми из других часовых поясов, работая далеко за полночь. Через год такой более-менее непрерывной активности я был выжат как лимон и выгорел дотла. Я понял, насколько далеко все зашло, только однажды ночью, когда готовился вести интенсивную трехдневную программу. Мне предстояло подталкивать клиентов к тому, чтобы они нашли непростой баланс между реализмом и оптимизмом, между болезненным признанием настоящего и перспективой светлого будущего. Обычно я испытываю эмоциональный подъем, когда передо мной стоят новые интересные задачи вроде этой, но на этот раз мне совершенно не хотелось ничего предвкушать. Я просто не мог себе представить, как выживу в последующие несколько дней. Я попытался как-то уговорить себя, но на сей раз убеждение не сработало, как не сработали и все прочие методы и приемы, которые помогали мне раньше. У меня не было ни энергии, ни мотивации. Казалось, если я возьмусь за эту программу, мне придется насильно тащиться на работу и механически выполнять свои обязанности. В общем-то, такое уже бывало со мной раньше и я мог бы сделать это снова. У меня были обязательства перед заказчиками. У меня не было выбора. С этими грустными мыслями я отправился спать, чувствуя себя еще хуже, чем прежде. Я не только не был рад тому, что ждет меня завтра, — я был очень расстроен, поскольку не смог придумать ни одного удачного решения этой проблемы. Я не видел никаких альтернатив и смирился с тем, что все предстоящее нужно просто пережить. И тогда, как раз в момент засыпания, я вдруг подумал: «Это неправда, что мне придется просто промучиться эти несколько дней! У меня есть выбор!»</p><p></p><p>И в этот момент я осознал, что только от меня, в общем-то, зависит, как прожить эти несколько дней. Я могу выбрать путь страданий и мучений — или альтернативный путь, где я почерпну энергию от участников программы, от включения в материал, в который я так страстно верю, от удовольствия делать мир лучше. Причем выбор между страданием и энтузиазмом происходил помимо моего сознания.</p><p></p><p>Как только выбор был сделан, я сместил точку фокуса. Сместив фокус, я изменил свои ощущения. Пять минут назад я чувствовал себя загнанным в тупик, а теперь и вправду испытывал радость и воодушевление в преддверии предстоящей работы. Я загорелся энтузиазмом и в результате провел семинар с наибольшей отдачей.</p><p></p><p>Как только я осознал имеющиеся альтернативы, я принял решение в доли секунды. Значительно труднее было дойти до этого осознания. Другими словами, выбор стал возможен — и очевиден, — только когда я понял, что у меня вообще есть этот выбор. Мы привыкли думать, что принятие решений — очень сложная задача. При этом в реальности куда сложнее осознать, что вообще можно и нужно принять какое-то решение: что выбрать, когда выбор ЕСТЬ.</p><p></p><p>На самом же деле в каждый момент у каждого из нас есть выбор.</p><p></p><p>* * *</p><p></p><p>Возможно, в моем прозрении не было ничего сверхъестественного. В конце концов, психологические исследования показывают, что около 40 процентов счастья определяет тот выбор, который мы делаем. Что делать, как и о чем думать — этот выбор напрямую влияет на то, что мы чувствуем.</p><p></p><p>Например, если я не получил ожидаемого повышения в должности, если провалился мой бизнес-проект, я могу выбирать, как относиться к произошедшему — как к жестокому удару судьбы, от которого я могу никогда не оправиться, или как к зову, в котором можно увидеть возможность учиться, расти и развиваться. Если я выбираю видеть все происходящее в негативном свете, я буду плохо относиться к самому себе и смотреть в будущее с пессимизмом. Но если я буду относиться к неудаче как к «зову судьбы», я могу извлечь уроки из своих ошибок и расширить перспективы на будущее. Понимание, что у меня есть выбор, не только повышает мои шансы на успех в будущем, но и улучшает самочувствие здесь и сейчас, в настоящем.</p><p></p><p>В известном стихотворении «Другая дорога» поэт Роберт Фрост описывает человека на распутье. Вынужденный однажды сделать выбор из двух жизненных дорог, Фрост прославился тем, что выбрал менее исхоженную — «и это решило все остальное» [1] в его дальнейшей жизни.</p><p></p><p>Драма личной дилеммы Фроста — трудность выбора из двух дорог, когда знаешь, что последствия этого выбора повлияют на твое будущее, — не оставляет равнодушным ни одного читателя. Мы все там были, на этом перепутье, когда нужно решать, связывать ли свою судьбу с каким-то человеком, какой выбрать институт, согласиться ли на предложение работы в другом городе и так далее. В эти сложные моменты мы очень стараемся принять верное решение и делаем все возможное, чтобы нас не отвлекал страх сделать неправильный выбор. Мы осознаем, что отказ от принятия решения — это тоже выбор со своими далекоидущими последствиями.</p><p></p><p>Но драмы «глобальных решений» в жизни (которых по определению не так много, и они случаются не так уж часто) не должны преуменьшать важность того факта, что мы ежесекундно вынуждены что-то выбирать. В каждый момент жизни (кроме сна, конечно) мы сталкиваемся с ситуацией выбора, и накопительный эффект этих решений имеет такую же, если не большую, важность, чем эффект решений глобальных. Я могу выбирать, сидеть мне прямо или сгорбившись, сказать пару теплых слов близкому человеку или посмотреть на него с раздражением. Принимать с благодарностью свое здоровье, своих друзей, свой завтрак или принимать их как должное. Выбрать возможность сделать выбор или пренебречь ресурсами, которыми мы можем воспользоваться. В каждом конкретном случае эти маленькие решения не кажутся столь уж значительными, но если сложить их вместе — это те самые шаги, из которых складывается наш жизненный путь.</p><p></p><p>Более того, сиюминутные решения могут стать поворотным моментом, запустить цепную реакцию — то есть какой-то ряд событий или чувств, которые повлияют на вашу жизнь гораздо более сильно, чем вам кажется в тот момент, когда вы принимаете эти крошечные решения. Например, я встал утром не с той ноги и в плохом настроении. Я могу попытаться улучшить свое состояние — сделать пару глубоких вдохов, улыбнуться, внести элемент игры в рутинные утренние дела. Каждый из этих маленьких выборов может запустить позитивную цепную реакцию и подарить мне воодушевление и подъем, которых хватит на целый день. Хорошее настроение, в свою очередь, может вызвать к жизни другие позитивные переживания на работе и дома. Или, например, можно принять решение и попытаться по-настоящему услышать человека, с которым вы впервые беседуете на свидании в кафе. Это может придать позитивную окраску всей беседе и даже серьезно повлиять на отношения в целом.</p><p></p><p>Мы часто не осознаем, что стоим на распутье, что у нас вообще есть выбор, и поэтому не используем свои возможности. Генри Форд однажды заметил: «Если ты уверен, что сможешь, — ты прав, если думаешь, что не сможешь, — тоже прав». Это верно и для ситуации выбора — ты думаешь, что у тебя есть выбор, или думаешь, что его нет, в любом случае ты прав. Другими словами, само осознание, что выбор ЕСТЬ, и создает возможность выбора.</p><p></p><p>В ту ночь перед семинаром, когда я чувствовал усталость и подавленность, я видел только один способ прожить несколько следующих дней. Мой ограниченный взгляд в тот момент ограничивал и мои возможности.</p><p></p><p>Если мы не осознаем все альтернативы, которые существуют в каждый момент, мы теряем возможность улучшать качество своей жизни. Например, если мы принимаем наши чувства как данность и смиряемся с тем, что их нельзя изменить, мы реагируем на поступки окружающих людей автоматически, не думая о других вариантах. Мы снова и снова сталкиваемся с одной и той же ситуацией и реагируем на нее одним и тем же образом, как будто альтернативы не существует. Мы думаем, что наши мысли, чувства и поступки — это данность, что у нас нет выбора, хотя на самом деле он есть всегда.</p><p></p><p>В книге «Путь мирного воина» [2] Дэн Миллмэн вспоминает одну историю, которую он слышал от своего преподавателя: «Когда звучал свисток, означавший, что пришло время ланча, все рабочие садились вместе за стол. И каждый день Сэм открывал свой пакет с едой и начинал жаловаться.</p><p></p><p>— Вот черт! — ругался он. — Опять это арахисовое масло и сэндвичи с джемом! Ненавижу арахисовое масло и джем!</p><p></p><p>Он ныл и ныл по поводу масла и джема каждый божий день, пока один из его коллег не потерял терпение и не сказал:</p><p></p><p>— Ради бога, Сэм, если ты так ненавидишь арахисовое масло и сэндвичи с джемом, почему ты просто не попросишь свою женушку приготовить что-нибудь другое?!</p><p></p><p>— Какую женушку, ты о чем? — отозвался тот. — Я не женат! Я сам готовлю себе сэндвичи».</p><p></p><p>Вот так и многие люди даже не замечают, что с ними происходит. Они сами себе готовят сэндвичи, которые противно есть. Жизнь дает нам исходный материал: те внешние обстоятельства, на которые мы подчас не можем повлиять. Например, внешность, семью, колебания мировых рынков, решения других людей, в которых мы не принимаем участия. И тем не менее даже при всех существующих ограничениях, в общем-то, только от нас зависит, какие из имеющихся возможностей брать и как их использовать.</p><p></p><p>Все мы, вне зависимости от обстоятельств нашей жизни, можем делать сознательные усилия, чтобы искать новые возможности вне и внутри себя. И когда мы смотрим чуть шире, чем с точки зрения наших привычек и стереотипов, мы часто изумляемся, как много существует других ингредиентов, из которых можно сделать сэндвич. Свобода выбирать из всего, что предлагает жизнь, и из всего спектра реакций на жизненные ситуации — вот что делает нас творцами новой реальности.</p><p></p><p>Так какую же реальность вы хотели бы создать для себя? Сэндвичи на завтрак вы готовите в основном собственными руками. И у вас гораздо больше возможностей для выбора, чем вы думаете.</p><p></p><p>Но только вам решать, какой же сделать выбор.</p></blockquote><p></p>
[QUOTE="Маруся, post: 424201, member: 1"] Предисловие [B]То, как мы проводим один день, — это то, как мы проводим всю жизнь.[/B] [I]Энни Диллард[/I] В жизни есть место не только действиям и поступкам, но также мыслям и чувствам. Этим четверым очень сложно ужиться вместе — так и хочется развести их по разным углам [I]и сказать: «Подумайте о своем поведении». «Подумать и сделать» — на этом строится наша жизнь, а что идет за чем — вопрос покруче шекспировского «Быть или не быть».[/I] Современный мир диктует правила, и человек невольно перестает работать со своими эмоциями и внутренними ощущениями. Но случайности не случаются, и даже такие проблемы, как семейная ссора, неинтересная работа, неудавшиеся выходные или лишний вес, — это результат нашего выбора, пусть даже эмоционального и порой неосознанного. Книга Бен-Шахара — о том, как научиться слышать свое сердце и включать голову. Герой одного американского фильма, давая наставления сыну, раздраженно повторял: «Путь к счастливой жизни — колледж, работа, семья!» Но в этой «мировой деревне» не всё так просто, так что универсальных решений не ждите — тренируйте эмоциональный интеллект как мышцу. Мастерство пилота и его стремление выжить проявляются только тогда, когда автопилот выключен. Поэтому попробуйте взять штурвал и поуправлять своей жизнью. Так намного интереснее. «Что ты выберешь?» — это не задачник с ответами в конце главы, не заповеди и даже не лайфхак. Это сборник притч, мудрых мыслей и кейсов на каждый день, который идеально впишется как в домашнюю, так и в офисную библиотеку. Но в отличие от других поп-психологов, зацикленных на мотивации, силе воли и лидерских качествах, Бен-Шахар основательно ухватился за тему счастья. В каждом из 101 пункта вы найдете себя, свои действия в отношениях с семьей, друзьями, коллегами и даже незнакомыми людьми. Есть масса вещей, о которых нам не рассказывали в школе, но зато так живо, трогательно и вдумчиво сумел поведать профессор Гарварда. За что ему большое спасибо. А истории из жизни, цитаты успешных людей, восточные мудрости, научные доводы и философские размышления сделают этот экземпляр вашей настольной книгой и укрепят веру в себя и в других. [I]Татьяна Бусаргина, StudyLab — Обучение за рубежом.[/I] [I]Языковая школа в Москве.[/I] [I]Посвящается моим родителям[/I] Введение Личная философия человека лучше всего выражается не словами, а решениями, которые он принимает. В долгосрочной перспективе мы сами формируем свою жизнь и самих себя. Этот процесс не заканчивается до самой смерти. И выбор, который делает каждый из нас, — это вопрос исключительно нашей личной ответственности. [I]Элеонора Рузвельт[/I] Более 10 лет я пишу и читаю лекции о позитивной психологии, делюсь идеями «науки о счастье» со студентами колледжа, с людьми из неблагополучных слоев общества, с корпоративными менеджерами и членами правительства. С тех пор как я вступил на этот путь, целью моей работы было преобразовать сухой язык научных исследований в доступные и реализуемые идеи, которые могли бы помочь отдельным людям, а также организациям и сообществам на пути к процветанию. Мой интерес к позитивной психологии начался с личного стремления жить более счастливо и полноценно. При этом ключевой составляющей счастья для меня всегда был разумный баланс между работой и личной жизнью. С течением лет я вроде бы нашел способ этого добиться. А затем начался экономический кризис. Рушились банки, некогда процветавшие компании еле-еле выживали, финансирование программ иссякло, люди теряли свои дома и средства к существованию. Даже среди тех, кто был достаточно везуч и избежал серьезных потрясений, многие потеряли доверие к миру, который больше не был для них стабильным и безопасным. Более чем когда-либо моим клиентам понадобились идеи позитивной психологии — чтобы помочь повысить жизнестойкость, сохранить мотивацию, которая могла бы поддержать людей или компании в непростое время, и везде, где только возможно, найти скрытые до этого ресурсы. Я обнаружил, что не могу отказывать клиентам в помощи во время кризиса. И тот баланс между личной жизнью и профессиональной деятельностью, который я до тех пор успешно поддерживал, был потерян. Я консультировал компании в Париже, проводил семинар для врачей в Гонконге, читал лекции в Нью-Йоркской высшей школе, участвовал в мозговом штурме по поводу экономической ситуации в Тель-Авиве — короче говоря, появлялся везде и всюду, где, как мне казалось, позитивная психология могла бы помочь преодолеть последствия кризиса. Даже когда я был дома, я регулярно беседовал с людьми из других часовых поясов, работая далеко за полночь. Через год такой более-менее непрерывной активности я был выжат как лимон и выгорел дотла. Я понял, насколько далеко все зашло, только однажды ночью, когда готовился вести интенсивную трехдневную программу. Мне предстояло подталкивать клиентов к тому, чтобы они нашли непростой баланс между реализмом и оптимизмом, между болезненным признанием настоящего и перспективой светлого будущего. Обычно я испытываю эмоциональный подъем, когда передо мной стоят новые интересные задачи вроде этой, но на этот раз мне совершенно не хотелось ничего предвкушать. Я просто не мог себе представить, как выживу в последующие несколько дней. Я попытался как-то уговорить себя, но на сей раз убеждение не сработало, как не сработали и все прочие методы и приемы, которые помогали мне раньше. У меня не было ни энергии, ни мотивации. Казалось, если я возьмусь за эту программу, мне придется насильно тащиться на работу и механически выполнять свои обязанности. В общем-то, такое уже бывало со мной раньше и я мог бы сделать это снова. У меня были обязательства перед заказчиками. У меня не было выбора. С этими грустными мыслями я отправился спать, чувствуя себя еще хуже, чем прежде. Я не только не был рад тому, что ждет меня завтра, — я был очень расстроен, поскольку не смог придумать ни одного удачного решения этой проблемы. Я не видел никаких альтернатив и смирился с тем, что все предстоящее нужно просто пережить. И тогда, как раз в момент засыпания, я вдруг подумал: «Это неправда, что мне придется просто промучиться эти несколько дней! У меня есть выбор!» И в этот момент я осознал, что только от меня, в общем-то, зависит, как прожить эти несколько дней. Я могу выбрать путь страданий и мучений — или альтернативный путь, где я почерпну энергию от участников программы, от включения в материал, в который я так страстно верю, от удовольствия делать мир лучше. Причем выбор между страданием и энтузиазмом происходил помимо моего сознания. Как только выбор был сделан, я сместил точку фокуса. Сместив фокус, я изменил свои ощущения. Пять минут назад я чувствовал себя загнанным в тупик, а теперь и вправду испытывал радость и воодушевление в преддверии предстоящей работы. Я загорелся энтузиазмом и в результате провел семинар с наибольшей отдачей. Как только я осознал имеющиеся альтернативы, я принял решение в доли секунды. Значительно труднее было дойти до этого осознания. Другими словами, выбор стал возможен — и очевиден, — только когда я понял, что у меня вообще есть этот выбор. Мы привыкли думать, что принятие решений — очень сложная задача. При этом в реальности куда сложнее осознать, что вообще можно и нужно принять какое-то решение: что выбрать, когда выбор ЕСТЬ. На самом же деле в каждый момент у каждого из нас есть выбор. * * * Возможно, в моем прозрении не было ничего сверхъестественного. В конце концов, психологические исследования показывают, что около 40 процентов счастья определяет тот выбор, который мы делаем. Что делать, как и о чем думать — этот выбор напрямую влияет на то, что мы чувствуем. Например, если я не получил ожидаемого повышения в должности, если провалился мой бизнес-проект, я могу выбирать, как относиться к произошедшему — как к жестокому удару судьбы, от которого я могу никогда не оправиться, или как к зову, в котором можно увидеть возможность учиться, расти и развиваться. Если я выбираю видеть все происходящее в негативном свете, я буду плохо относиться к самому себе и смотреть в будущее с пессимизмом. Но если я буду относиться к неудаче как к «зову судьбы», я могу извлечь уроки из своих ошибок и расширить перспективы на будущее. Понимание, что у меня есть выбор, не только повышает мои шансы на успех в будущем, но и улучшает самочувствие здесь и сейчас, в настоящем. В известном стихотворении «Другая дорога» поэт Роберт Фрост описывает человека на распутье. Вынужденный однажды сделать выбор из двух жизненных дорог, Фрост прославился тем, что выбрал менее исхоженную — «и это решило все остальное» [1] в его дальнейшей жизни. Драма личной дилеммы Фроста — трудность выбора из двух дорог, когда знаешь, что последствия этого выбора повлияют на твое будущее, — не оставляет равнодушным ни одного читателя. Мы все там были, на этом перепутье, когда нужно решать, связывать ли свою судьбу с каким-то человеком, какой выбрать институт, согласиться ли на предложение работы в другом городе и так далее. В эти сложные моменты мы очень стараемся принять верное решение и делаем все возможное, чтобы нас не отвлекал страх сделать неправильный выбор. Мы осознаем, что отказ от принятия решения — это тоже выбор со своими далекоидущими последствиями. Но драмы «глобальных решений» в жизни (которых по определению не так много, и они случаются не так уж часто) не должны преуменьшать важность того факта, что мы ежесекундно вынуждены что-то выбирать. В каждый момент жизни (кроме сна, конечно) мы сталкиваемся с ситуацией выбора, и накопительный эффект этих решений имеет такую же, если не большую, важность, чем эффект решений глобальных. Я могу выбирать, сидеть мне прямо или сгорбившись, сказать пару теплых слов близкому человеку или посмотреть на него с раздражением. Принимать с благодарностью свое здоровье, своих друзей, свой завтрак или принимать их как должное. Выбрать возможность сделать выбор или пренебречь ресурсами, которыми мы можем воспользоваться. В каждом конкретном случае эти маленькие решения не кажутся столь уж значительными, но если сложить их вместе — это те самые шаги, из которых складывается наш жизненный путь. Более того, сиюминутные решения могут стать поворотным моментом, запустить цепную реакцию — то есть какой-то ряд событий или чувств, которые повлияют на вашу жизнь гораздо более сильно, чем вам кажется в тот момент, когда вы принимаете эти крошечные решения. Например, я встал утром не с той ноги и в плохом настроении. Я могу попытаться улучшить свое состояние — сделать пару глубоких вдохов, улыбнуться, внести элемент игры в рутинные утренние дела. Каждый из этих маленьких выборов может запустить позитивную цепную реакцию и подарить мне воодушевление и подъем, которых хватит на целый день. Хорошее настроение, в свою очередь, может вызвать к жизни другие позитивные переживания на работе и дома. Или, например, можно принять решение и попытаться по-настоящему услышать человека, с которым вы впервые беседуете на свидании в кафе. Это может придать позитивную окраску всей беседе и даже серьезно повлиять на отношения в целом. Мы часто не осознаем, что стоим на распутье, что у нас вообще есть выбор, и поэтому не используем свои возможности. Генри Форд однажды заметил: «Если ты уверен, что сможешь, — ты прав, если думаешь, что не сможешь, — тоже прав». Это верно и для ситуации выбора — ты думаешь, что у тебя есть выбор, или думаешь, что его нет, в любом случае ты прав. Другими словами, само осознание, что выбор ЕСТЬ, и создает возможность выбора. В ту ночь перед семинаром, когда я чувствовал усталость и подавленность, я видел только один способ прожить несколько следующих дней. Мой ограниченный взгляд в тот момент ограничивал и мои возможности. Если мы не осознаем все альтернативы, которые существуют в каждый момент, мы теряем возможность улучшать качество своей жизни. Например, если мы принимаем наши чувства как данность и смиряемся с тем, что их нельзя изменить, мы реагируем на поступки окружающих людей автоматически, не думая о других вариантах. Мы снова и снова сталкиваемся с одной и той же ситуацией и реагируем на нее одним и тем же образом, как будто альтернативы не существует. Мы думаем, что наши мысли, чувства и поступки — это данность, что у нас нет выбора, хотя на самом деле он есть всегда. В книге «Путь мирного воина» [2] Дэн Миллмэн вспоминает одну историю, которую он слышал от своего преподавателя: «Когда звучал свисток, означавший, что пришло время ланча, все рабочие садились вместе за стол. И каждый день Сэм открывал свой пакет с едой и начинал жаловаться. — Вот черт! — ругался он. — Опять это арахисовое масло и сэндвичи с джемом! Ненавижу арахисовое масло и джем! Он ныл и ныл по поводу масла и джема каждый божий день, пока один из его коллег не потерял терпение и не сказал: — Ради бога, Сэм, если ты так ненавидишь арахисовое масло и сэндвичи с джемом, почему ты просто не попросишь свою женушку приготовить что-нибудь другое?! — Какую женушку, ты о чем? — отозвался тот. — Я не женат! Я сам готовлю себе сэндвичи». Вот так и многие люди даже не замечают, что с ними происходит. Они сами себе готовят сэндвичи, которые противно есть. Жизнь дает нам исходный материал: те внешние обстоятельства, на которые мы подчас не можем повлиять. Например, внешность, семью, колебания мировых рынков, решения других людей, в которых мы не принимаем участия. И тем не менее даже при всех существующих ограничениях, в общем-то, только от нас зависит, какие из имеющихся возможностей брать и как их использовать. Все мы, вне зависимости от обстоятельств нашей жизни, можем делать сознательные усилия, чтобы искать новые возможности вне и внутри себя. И когда мы смотрим чуть шире, чем с точки зрения наших привычек и стереотипов, мы часто изумляемся, как много существует других ингредиентов, из которых можно сделать сэндвич. Свобода выбирать из всего, что предлагает жизнь, и из всего спектра реакций на жизненные ситуации — вот что делает нас творцами новой реальности. Так какую же реальность вы хотели бы создать для себя? Сэндвичи на завтрак вы готовите в основном собственными руками. И у вас гораздо больше возможностей для выбора, чем вы думаете. Но только вам решать, какой же сделать выбор. [/QUOTE]
Вставить цитаты…
Ответить
Главная
Форумы
РАЗДЕЛ ДОСУГА С БАНЕЙ
Библиотека
Тал Бен-Шахар "Что ты выберешь? Решения от которых зависит твоя жизнь