Раздел 3. Прохождение службы в органах местного самоуправления и служебная карьера.
Статья 10. Принятие на службу в органы местного самоуправления.
Принятие на службу в органы местного самоуправления осуществляется:
- на должность сельского, поселкового, городского головы в порядке, установленном Законом Украины «О местном самоуправлении в Украине»;
- на должность председателя и заместителей председателя районного, районного в городе, областного совета, заместителя городского головы — секретаря Киевского городского совета, секретаря сельского, поселкового, городского совета, председателя постоянной комиссии по вопросам бюджета областного, Киевского и Севастопольского городских советов путем избрания соответствующим советом;
- на должности заместителей сельского, поселкового, городского головы по вопросам деятельности исполнительных органов совета, управляющего делами (секретаря) исполнительного комитета сельского, поселкового, городского, районного в городе совета путем утверждения соответствующим советом;
- на должности руководителя секретариата (управляющего делами) районного, областного совета, управляющего делами исполнительного аппарата областных и районных советов, руководителей отделов, управлений и других работников органов местного самоуправления путем назначения, соответственно, сельским, поселковым, городским головой, председателем районного, районного в городе, областного совета на конкурсной основе либо по иной процедуре, предусмотренной законодательством Украины.
Проведение конкурса, испытание и стажировка при принятии на службу в органы местного самоуправления осуществляются в порядке, определенном законодательством Украины о государственной службе.
При необходимости, по согласию сторон, должностное лицо местного самоуправления может быть переведено на равнозначную либо более низкую должность или должность советника либо консультанта без конкурсного отбора.
Председатели районных, районных в городах, областных советов, Киевский и Севастопольский городской голова и городские головы (городов областного и республиканского в Автономной Республике Крым значения) имеют право самостоятельно (без конкурса) подбирать и принимать на службу своих помощников, советников (патронатную службу).
На время отсутствия (отпуска) должностных лиц органов местного самоуправления (кроме выборных должностей) для исполнения их полномочий могут приниматься на службу лица по срочному трудовому договору (контракту).
Статья 11. Присяга должностных лиц местного самоуправления.
Граждане Украины, которые впервые принимаются (избираются) на службу в органы местного самоуправления, приносят Присягу следующего содержания: «Сознавая свою высокую ответственность, торжественно присягаю, что буду верно служить громаде и народу Украины, неуклонно соблюдать Конституцию Украины и законы Украины, содействовать воплощению их в жизнь, охранять права, свободы и законные интересы граждан, добросовестно исполнять свои должностные обязанности».
Должностное лицо местного самоуправления подписывает текст Присяги, который хранится по месту его работы. О принесении Присяги производится запись в трудовой книжке.
Новоизбранные сельские, поселковые, городские головы, председатели советов приносят Присягу на сессии соответствующего совета.
Статья 12. Ограничения, связанные с принятием на службу в органы местного самоуправления и прохождением службы.
На службу в органы местного самоуправления не могут быть приняты лица:
1) признанные судом недееспособными;
2) имеющие судимость за совершение умышленного преступления, если эта судимость не погашена и не снята в установленном законом порядке;
3) которые в соответствии с законом лишены права занимать должности в органах государственной власти и их аппарате или в органах местного самоуправления в течение установленного срока;
4) которые в случае принятия на службу в органы местного самоуправления будут непосредственно подчинены или подведомственны лицам, являющимся близкими родственниками или свояками.
Должностные лица местного самоуправления не могут быть организаторами и непосредственными участниками забастовок и других действий, препятствующих выполнению органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым или органами местного самоуправления предусмотренных законом полномочий.
Другие ограничения, связанные с прохождением службы в органах местного самоуправления, устанавливаются исключительно законами Украины.
Статья 13. Декларирование доходов должностных лиц местного самоуправления.
Лицо, претендующее на занятие должности в органах местного самоуправления третьей-седьмой категории, представляет по месту будущей службы сведения о доходах и обязательства финансового характера, в том числе за границей, в отношении себя и членов своей семьи. Лицо, претендующее на занятие должности в органах местного самоуправления первой-второй категории, должно представить также сведения о принадлежащем ему и его семье недвижимом и ценном движимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах.
Указанные сведения предоставляются должностным лицом органов местного самоуправления ежегодно в порядке, установленном законом.
Статья 14. Классификация должностей в органах местного самоуправления.
В органах местного самоуправления устанавливаются следующие категории должностей:
- первая категория — должности Киевского городского головы, председателей областных советов и Севастопольского городского совета;
- вторая категория — должности Симферопольского городского головы, городских (городов — областных центров) голов; заместителей председателей областных советов и Севастопольского городского головы, заместителя городского головы — секретаря Киевского городского совета;
- третья категория — должности первых заместителей и заместителей городских голов (городов — областных центров) по вопросам деятельности исполнительных органов совета; секретарей городских (городов — областных центров и города Симферополя) советов, городских голов (городов областного и республиканского в Автономной Республике Крым значения, кроме городов — областных центров), председателей районных, районных в городах советов;
- управляющих делами исполнительных аппаратов областных и Севастопольского городского советов;
- четвертая категория — должности председателей постоянных комиссий по вопросам бюджета областных, Киевского и Севастопольского городских советов (в случае, если они работают в совете на постоянной основе), руководителей управлений и отделов исполнительного аппарата областных, Севастопольского городского и секретариата Киевского городского советов, секретарей городских (городов областного и республиканского в Автономной Республике Крым значения) советов, заместителей городских (городов областного и республиканского в Автономной Республике Крым значения) голов по вопросам деятельности исполнительных органов совета, управляющих делами (секретарей) исполнительных комитетов, директоров, первых заместителей, заместителей директоров департаментов городских (городов областного и республиканского в Автономной Республике Крым значения) советов, городских (городов районного значения) голов, поселковых и сельских голов;
- пятая категория — должности заместителей председателей районных советов, управляющих делами исполнительных аппаратов районных советов, управляющих делами (секретарей) исполнительных комитетов районных в городах советов, помощников председателей, советников (консультантов), специалистов, главных бухгалтеров управлений и отделов исполнительного аппарата областных секретариатов, Киевского и Севастопольского городских советов, руководителей управлений, отделов и других исполнительных органов городских (городов областного и республиканского в Автономной Республике Крым значения) советов и их заместителей, руководителей отделов (подотделов) в составе самостоятельных управлений, отделов исполнительных органов городских (городов областного значения) советов; должности заместителей городских (городов районного значения), сельских, поселковых голов по вопросам деятельности исполнительных органов совета, секретарей городских (городов районного значения), сельских, поселковых советов;
- шестая категория — должности управляющих делами (секретарей) исполнительных комитетов городских (городов районного значения), сельских, поселковых советов, руководителей структурных подразделений исполнительного аппарата районных и секретариатов районных в городах Киеве и Севастополе советов и их заместителей, руководителей управлений, отделов и других структурных подразделений исполнительных органов городских (городов районного значения), районных в городах советов и их заместителей, помощников председателей, советников, консультантов, начальников секторов, главных бухгалтеров, специалистов управлений, отделов, других структурных подразделений исполнительных органов городских (городов областного значения и города Симферополя) советов;
- седьмая категория — должности советников, консультантов секретариатов районных в городах советов, специалистов исполнительных органов районных в городах, городских (городов районного значения) советов, специалистов исполнительных органов сельских, поселковых советов.
Отнесение других должностей органов местного самоуправления, не указанных в настоящей статье, к соответствующей категории должностей в органах местного самоуправления осуществляется Кабинетом Министров Украины по представлению руководителей соответствующих органов местного самоуправления.
(Ст. 14 с изм. и доп., внес. законами Украины от 16.11.2004, от 12.01.2005 г. // Вед. ВР Украины.— 2005.— № 4.— Ст. 90; № 9 — Ст. 177)
Статья 15. Ранги должностных лиц местного самоуправления.
При принятии на службу в органы местного самоуправления присваиваются ранги в пределах соответствующей категории должностей.
Устанавливаются следующие ранги должностных лиц местного самоуправления:
- лицам, занимающим должности, отнесенные к первой категории, может быть присвоен 3, 2 и 1 ранг;
- лицам, занимающим должности, отнесенные ко второй категории, может быть присвоен 5, 4 и 3 ранг;
- лицам, занимающим должности, отнесенные к третьей категории, может быть присвоен 7, 6 и 5 ранг;
- лицам, занимающим должности, отнесенные к четвертой категории, может быть присвоен 9, 8 и 7 ранг;
- лицам, занимающим должности, отнесенные к пятой категории, может быть присвоен 11, 10 и 9 ранг;
- лицам, занимающим должности, отнесенные к шестой категории, может быть присвоен 13, 12 и 11 ранг;
- лицам, занимающим должности, отнесенные к седьмой категории, может быть присвоен 15, 14 и 13 ранг.
Ранги, соответствующие должностям первой и второй категории, а также ранги сельским, поселковым, городским головам, председателям районных, районных в городах советов присваиваются решением соответствующего совета в пределах соответствующей категории должностей.
Ранги, соответствующие должностям третьей—седьмой категории, присваиваются, соответственно, сельским, поселковым, городским головой, председателем областного, районного, районного в городе совета.
Ранги присваиваются в соответствии с занимаемой должностью, уровнем профессиональной квалификации, результатами работы.
Ранги присваиваются одновременно с избранием (принятием) на службу в органы местного самоуправления или избранием (назначением) на более высокую должность. Лицам, которые назначаются на должности с испытательным сроком, ранги присваиваются после его истечения, по результатам работы. Лицам, которые назначены на должности и имеют ранги должностных лиц местного самоуправления или ранги государственного служащего, присвоенные по предыдущему месту работы, надбавка за ранг в период испытательного срока выплачивается в соответствии с этими рангами.
Очередной ранг присваивается при условии, если должностное лицо успешно отработало на занимаемой должности не менее чем 2 года.
За выполнение особо ответственных задач должностному лицу местного самоуправления может быть присвоен очередной ранг досрочно в пределах соответствующей категории должностей.
За добросовестный труд при выходе на пенсию должностному лицу местного самоуправления может быть присвоен очередной ранг вне пределов соответствующей категории должностей.
Должностное лицо местного самоуправления может быть лишено присвоенного в соответствии с настоящим Законом ранга лишь по приговору суда.
Если должностное лицо местного самоуправления избрано либо назначено на должность более низкой категории или оставило службу в органе местного самоуправления, за ним сохраняется присвоенный ранг.
В трудовой книжке должностного лица местного самоуправления производится запись о присвоении, изменении или лишении его соответствующего ранга.
Статья 16. Кадровый резерв службы в органах местного самоуправления.
По решению органа местного самоуправления создается кадровый резерв для занятия должностей и продвижения по службе, который утверждается сельским, поселковым, городским головой, председателем районного, районного в городе, областного совета.
В кадровый резерв зачисляются лица, изъявившие желание занять должность в органах местного самоуправления и имеющие соответствующую квалификацию и образование или приобретающие его.
Кадровый резерв формируется из:
- должностных лиц местного самоуправления, повысивших квалификацию или прошедших стажировку и рекомендованных аттестационной комиссией на более высокие должности;
- государственных служащих, желающих перейти на службу в органы местного самоуправления;
- специалистов производственной, социально-культурной, научной и других сфер, а также выпускников учебных заведений соответствующего профиля.
Порядок формирования и ведение кадрового резерва должностных лиц определяются соответствующим советом.
Примерный порядок формирования кадрового резерва разрабатывается и утверждается Кабинетом Министров Украины.
Статья 17. Аттестация должностных лиц местного самоуправления.
С целью оценки деловых и профессиональных качеств, а также квалификации должностных лиц местного самоуправления, кроме лиц, указанных в части второй настоящей статьи, должностные лица местного самоуправления один раз в 4 года подлежат аттестации.
Аттестации не подлежат сельские, поселковые, городские головы, председатели районных в городах, районных и областных советов, секретари сельских, поселковых, городских советов, работники патронатной службы, лица, пребывающие в должности менее одного года, молодые специалисты, беременные женщины либо женщины, работающие менее одного года после выхода на работу из отпуска по беременности и родам либо уходу за ребенком, лица, принятые на должность на определенный срок.
Аттестационная комиссия создается по решению сельского, поселкового, городского головы, председателя районного в городе, районного, областного совета. Председателем аттестационной комиссии назначается секретарь сельского, поселкового, городского совета, заместитель председателя районного в городе, районного, областного совета. В сельских, поселковых советах с малочисленными исполнительными органами (до 5 лиц) аттестацию может проводить сельский, поселковый голова.
Аттестационная комиссия работает гласно. Должностное лицо имеет право предварительно ознакомиться с материалами его аттестации, принимать участие в заседании комиссии, на котором рассматривается вопрос о его аттестации, обжаловать, в случае несогласия, решение аттестационной комиссии сельскому, поселковому, городскому голове, председателю районного в городе, районного, областного совета в течение 10 дней со дня вынесения ее решения или в суд.
По результатам аттестации аттестационная комиссия делает одно из следующих заключений: о соответствии занимаемой должности; о соответствии занимаемой должности при определенных условиях (получение образования, прохождение стажировки, приобретение соответствующих навыков, повышение квалификации и т. п.); о несоответствии занимаемой должности.
Результаты аттестации имеют рекомендательный характер. В соответствии с заключением аттестационная комиссия предлагает сельскому, поселковому, городскому голове, председателю районного в городе, районного, областного совета:
- признать должностное лицо аттестованным;
- назначить в течение года повторную аттестацию (с согласия должностного лица);
- зачислить должностное лицо в кадровый резерв или назначить его на более высокую должность;
- перевести должностное лицо на другую должность, соответствующую его квалификации, или освободить его от занимаемой должности.
Споры, возникающие в связи с проведением аттестации, разрешаются в соответствии с законодательством о порядке разрешения индивидуальных трудовых споров.
Другие вопросы аттестации должностных лиц регулируются положением о проведении аттестации, которое утверждается сельским, поселковым, городским головой, председателем районного в городе, районного, областного совета.
Типовое положение о проведении аттестации должностных лиц местного самоуправления утверждается Кабинетом Министров Украины.
Статья 18. Предельный возраст пребывания на службе в органах местного самоуправления.
Предельный возраст пребывания на службе в органах местного самоуправления составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Эти ограничения не распространяются на должностных лиц местного самоуправления, которые избираются на соответствующие должности.
Срок пребывания на службе в органах местного самоуправления может быть продлен, но не более чем на 5 лет по решению сельского, поселкового, городского головы, председателя районного, районного в городе, областного совета.
По истечении этого срока должностные лица местного самоуправления по решению соответствующего председателя могут быть оставлены на должностях советников либо консультантов (патро-натная служба), если такие должности предусмотрены штатным расписанием, на условиях срочного трудового договора.
Статья 19. Другие вопросы прохождения службы в органах местного самоуправления.
Организация обучения и повышение квалификации должностных лиц местного самоуправления, продвижение их по службе, определение продолжительности рабочего времени, порядка осуществления ими служебных командировок и возмещения расходов на эти командировки, а также особенности их дисциплинарной ответственности, решение других вопросов, связанных со службой в органах местного самоуправления, обеспечиваются в порядке, предусмотренном законом.