Класс для занятий Тирлибом

  • Последние ответы
  • Новые темы

Тирлибом

Я имею вам что-то сказать...
Наш человек
Регистрация
27 Авг 2020
Сообщения
425
Реакции
715
10.2. М.А. Шолохов - Кривая стёжка.

Некогда неказистая и застенчивая Нюрка, повзрослев, преобразилась в довольно миловидную девушку. Внезапно она повстречалась у Васьки на пути и ненароком вскружила ему голову. Васька с тех пор только о ней и думал. Он поменял привычный маршрут чтобы проезжать мимо дома своей возлюбленной. Словом, под любым предлогом искал с ней встречи. Нюрке Василий не нравился, но открыто она ему об этом не говорила. Осенью Васька должен был идти в армию, но он не хотел оставлять девушку, так как знал что ждать его возвращения она не будет. Тогда он решил уклониться от призыва. Взял у знакомого охотника винтовку и скрылся в лесу недалеко от станицы. Через неделю он пришёл домой к Нюрке, думая, что она обрадуется его появлению. Нюрка тряслась от страха, общаясь с Василием. Девушка хотела чтобы он оставил её в покое. Васька же не понимал, что не вызывает у неё взаимной симпатии. В происходящее вмешалась мать девушки и позвала милицию, чтобы те арестовали беглеца. Закончилось это погоней с перестрелкой и ранениями. На следующее утро Василий в отместку за то что мать натравила не него милиционеров убил её выстрелом из винтовки. Осматривая тело, он обнаружил, что убитой была Нюрка, по ошибке принятая им за свою обидчицу.
 

Тирлибом

Я имею вам что-то сказать...
Наш человек
Регистрация
27 Авг 2020
Сообщения
425
Реакции
715
10.3. М.А. Шолохов - Алёшкино сердце.

Рассказ про мальчика из бедняцкой семьи. Алёшка рос очень добрым и трудолюбивым ребёнком. Семья жила впроголодь. От недоедания тело мальчика опухало, его качало от ветра. К 14-ти годам Алёшка потерял всех членов семьи, имущество было распродано. Мальчишку выходил председатель коммунистического движения. Позже Алёшка нанялся на работу к зажиточному крестьянину. Трудился он не покладая рук, выполняя всю работу по хозяйству. Кулак, Иван Алексеев, не скупился на брань и бил мальчика за любую провинность. Алёшка зла на него не держал, он не умел злиться.
Как-то утром Алёшка услышал разговор Ивана Алексеева с белогвардейцами. Несмотря на то что работодатель запретил Алёшке появляться в клубе где проводилась агитация за советскую власть, мальчик сразу же побежал туда и рассказал о планах противника. В эту ночь он участвовал в отражении атаки на клуб. Двое из преследуемых белогвардейцев укрылись в доме и Алёшка должен был бросить в окно гранату. В этот момент из дома, прикрываясь четырёхлетним ребёнком, вышли сдающиеся противники, следом выскочила мать, защищая дитя. Чтобы укрыть от взрыва невинных жертв, Алёшка лёг на гранату, накрыв её своим телом. Действиями председателя клуба, смерти мальчика удалось избежать. Он получил ранение и потерял сознание. Очнувшись, Алёшка увидел перед собой улыбающегося председателя. За стойкость и проявленный героизм мальчик был принят в революционную коммунистическую организацию. Председатель был уверен что Алёшка будет достойным её представителем, а доброта и отвага мальчика будет служить примером для остальных.
 

Тирлибом

Я имею вам что-то сказать...
Наш человек
Регистрация
27 Авг 2020
Сообщения
425
Реакции
715
10.4. М.А. Шолохов - Нахалёнок.

Мишка - семилетний мальчик, родившийся в крестьянской семье. С приходом к власти большевиков, его отец присоединился к коммунистическому движению. В станице где он жил от раскулачивания пострадало множество семей. Они ругали советскую власть, коммунистов и семью Мишки в частности. Недовольство родителей прямым образом влияло на мнение подрастающего поколения.
В рассказе М. Шолохова отражена тема жестокости детей по отношению друг к другу. При попытках самоутвердиться они пускают в ход оскорбления и придирки, часто необоснованные. Так соседские ребята сделали Мишку козлом отпущения. Подхваченное от взрослых прозвище "нахалёнок" привязалось к нему и стало неотъемлемой частью его жизни. Мишке ставили в укор то, что его отец - коммунист, постоянно задирали его. Мальчика это сильно обижало, потому как он гордился своим отцом и видел в нём пример для подражания. Мишка хотел как и его отец воевать за советскую власть.
Как-то раз мальчику предоставилась возможность выполнить настоящее боевое задание. Он должен был передать красному отряду информацию о местонахождении белых. Подъезжая к месту стоянки красных, его коня ранили. Упавший конь придавил Мишке ногу, от боли мальчик начал терять сознание. Из последних сил он прошептал солдатам сообщение и погрузился в бессознательное состояние.
Последний эпизод рассказа указывает на то, что для Мишки нет ничего важнее чувства долга. Ради победы коммунизма он пересилил свой страх и, превозмогая боль, выполнил поручение.
 

Тирлибом

Я имею вам что-то сказать...
Наш человек
Регистрация
27 Авг 2020
Сообщения
425
Реакции
715
10.5. М.А. Шолохов - Родинка.

Недаром гражданскую войну называют братоубийственной. Зачастую члены одной семьи становятся врагами. Так произошло и у Николая Кошевого. Его отец пропал без вести в период первой мировой, Николай его почти не помнит. После умерла мать. В 15-ти летнем возрасте он вступил в ряды красной армии, а к 18-ти - великолепно командовал эскадроном, отличаясь мужеством и отвагой. В ходе одного из сражений состоялся поединок Николая Кошевого и атамана, воевавшего на стороне белых. В битве атаман зарубил Николая шашкой. Сняв сапоги с убитого, он узнал в нём своего сына. Атаман не перенёс горя и застрелился.
 

Тирлибом

Я имею вам что-то сказать...
Наш человек
Регистрация
27 Авг 2020
Сообщения
425
Реакции
715
11.1. Т. Гарди - В угоду жене.

Автор рассказа повествует о том что зависть коренным образом меняет человека. Это скверное чувство искажает восприятие окружающего мира и портит жизнь ему и близким людям.
Эмили и Джоанна продолжительное время были лучшими подругами. Возвращаясь из церкви, их догнал молодой моряк и познакомился с девушками. Моряка звали Шедрак. В раннем возрасте он потерял родителей и был вынужден наняться на торговое судно. Повзрослев, моряк поднялся в должности до капитана. В тот вечер он остался в гостях у Эмили. Девушка сразу же полюбила Шедрака, а вскоре эти чувства стали взаимными. К Джоанне моряк относился по-дружески. Не видя перспектив развития отношений с Эмили, Шедрак сделал предложение Джоанне. Девушки не видели друг в друге соперниц, а напротив, переживали за чужую судьбу больше чем за своё счастье.
В определённый момент зависть Джоанны затмила доброту и великодушие и более не покидала её. Она помешала подруге устроить свою жизнь, убедив Шедрака жениться на ней. Кротость характера не позволила ему пойти наперекор. Он посчитал своим долгом жениться на Джоанне, потому как незадолго до этого состоялась их помолвка.
После этого случая Джоанна чувствовала угрызения совести и перестала общаться с подругой. Несмотря на то что Джоанна добилась своего, зависть её только росла. Она была недовольна низкой прибылью, которая приносила их лавка, тогда как её подруга вышла замуж и успешно вела торговлю. Никчёмный заработок объяснялся тем, что Шедрак был искренен с покупателями, обсуждая качество предлагаемых товаров. Он не мог пойти наперекор совести и обманывать их.
Шедрак заботился о благополучии жены и, видя её мучения, предложил ей вариант, который ему самому не очень то и нравился. Он должен был подвергнуть себя опасности и заняться морской торговлей. Счастье Джоанны он ставил превыше своего и готов был бесконечно жертвовать своими интересами. Купленный им бриг был назван именем жены, что ещё раз подчёркивает преданность Шедрака этой женщине.
Поход действительно был успешным, но полученной прибыли было не достаточно чтобы семья жила лучше, чем Эмили. Это обстоятельство гложило Джоанну, и, скрепя сердце, она отпустила мужа вместе с сыновьями в новый поход, который должен был принести им баснословную прибыль. Таким образом, завистливая женщина рискнула жизнями самых близких людей в угоду своему тщеславию.
Томительное ожидание не прошло бесследно. Джоанна испытывала сильную депрессию. Впоследствии ей пришлось продать лавку и покинуть дом. На тот момент Эмили уже знала что именно побудило Джоанну поступить так бессовестно по отношению к ней и своей семье. Тем не менее, она предложила бескорыстную помощь своей когда-то лучшей подруге. Доброта Эмили только лишь озлобила Джоанну. Зависть не позволяла ей увидеть за поступками Эмили великодушие. Она кричала о том, что та хочет разлучить её со своей семьёй.
Горе от потери близких и угрызения совести не давали ей покоя. Даже через несколько лет, когда всем уже было понятно, что бриг "Джоанна" не вернётся, она продолжала ждать, вскакивая от звука шагов или от стука в дверь когда-то принадлежавшей ей лавки.
 

Тирлибом

Я имею вам что-то сказать...
Наш человек
Регистрация
27 Авг 2020
Сообщения
425
Реакции
715
11.2. Т. Гарди - Запрет сына.

Разница социального положения зачастую становится преградой между людьми. При желании её можно преодолеть, но это не всегда является правильным решением.
Происхождение Софи оставило отпечаток на всей её жизни. Воспитывалась девушка просто, поэтому не имела образования и должного в кругу представительных лиц этикета. Её кроткая натура не утратила детскую инфантильность. Софи умела видеть красоту в явлениях природы и окружающем её мире. Так, овощной рынок, на который из-за бессонницы она имела обыкновение приходить ночью, имел в её представлении вид таинственный и даже мистический. Лошади, уставшие после транспортировки повозок, доверху нагруженных овощами, вызывали у девушки жалость и сострадание.
В 20-ти летнем возрасте Софи работала служанкой в доме священника. К своему работодателю она относилась с уважением и почтением. Священник особого внимания ей не уделял, но всё же она ему нравилась. Он выделял Софи среди остальной прислуги и чувствовал её молчаливое присутствие.
После того как Софи получила травму, выполняя свои обязанности, она была готова уволиться, считая, что теперь она будет обузой нежели помощницей. Священник проявил сострадание к девушке и предложил ей выйти за него замуж.
Свадьба проходила без привлечения чьего-либо внимания. Вскоре после этого новобрачные переехали в город. Это было необходимо сделать из-за того, что в обществе 20-го века было не принято человеку из благородной семьи, коим являлся священник, жениться на простолюдинке. Это обстоятельство угнетало Софи. Она пыталась обучиться грамоте, но многое ей было не понятно.
Вскоре у них родился сын. Рэндолф получил отличное образование и имел полное право называться джентльменом. Его интересы стали ограничиваться кругом общения влиятельных людей. Рэндолф стеснялся необразованности своей матери, потому как это обстоятельство имело отрицательное влияние на его репутацию. К сожалению, ему не дано было понять, что материнская любовь - главная составляющая во взаимоотношениях с ребёнком. За это светлое чувство, которым была преисполнена Софи, можно было простить необразованность и многое другое.
Лишившись внимания сына, Софи затосковала. Она практически не выходила из дома, её лицо стало принимать болезненный вид. В это время она повстречала давнего знакомого. Сэм не имел знатного происхождения и занимался выращиванием овощей. Он уже долгое время был влюблён в Софи. Узнав о том, что она овдовела, все его действия были направлены на то, чтобы встретиться с ней.
Софи было приятно общество Сэма. Со временем она стала проводить с ним всё больше времени, хотя и знала, что это порицается обществом. Софи уже давно мечтала уехать из города в то место, где она провела свою молодость. Сэм сделал ей предложение и впоследствии несколько лет дожидался её ответа. К сожалению, сын Софи считал что это замужество в крайней степени опозорило бы его в обществе. Несмотря на уговоры, он запретил матери выходить замуж за простого человека. Софи прожила остаток жизни в надежде, что Рэндольф изменит своё мнение. Но решение сына было непреклонно. Таким образом, в угоду тщеславию он своими эгоистичными действиями обрёк мать на несчастное существование и преждевременную с.мерть.
 

Тирлибом

Я имею вам что-то сказать...
Наш человек
Регистрация
27 Авг 2020
Сообщения
425
Реакции
715
22. Как ни мудри, а совести не перемудришь.
Как-то по пьяне наболтал лишнего. Потом как ни старался обставить это благородными побуждениями, всё равно было мерзко. Потом извинился - всё прошло.
23. Без рук, без ног — калека, без совести — полчеловека.
Это соупотребительница моя, жили вместе. Думает только о том что её касается, так что это получеловек.
24. Один нагрешил, а все отвечают.
На работе всем ограничили возможность пользоваться отгулами из-за того что один сотрудник в нужный момент не оказался на рабочем месте (в отгуле был).
25. Правда одна, а на всех людей хватает.
Нормы общественного поведения одинаковы для всех.
26 - 29. Кто за правду горой, тот и герой.
Где честь, там и правда.
За правое дело стой смело.
Правдой мир держится.

Мой коллега и друг. На удивление справедливый и напористый человек. Готов отстаивать свою точку зрения, невзирая на должности, на то что это хлопотно и прочее.
30. Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят.
Один мой товарищ перестал пускать меня к себе домой. Тебя, говорит, потом не выгонишь, уже было такое. Ещё и разнесёшь всё.
31. Кланяются не Шуре, а шуриной шубе.
В давние времена ходил в гости к своему знакомому потому что у него компьютер был.
32. Был нужен Василий, пока был в силе.
Проработал 2 года на предприятии, при увольнении премиальные за последние 2 месяца мне не выплатили, вонючки.
33. Лучше честным трудом добытая черствая корка, чем сдобный пирог, да краденый.
Обманывать и красть всегда было неудобно. Ну, ещё и боялся что поймают. В любом случае, предпочитал довольствоваться коркой.
34. Кто хочет счастливо жить, тот должен труд любить.
На примере 4-х знакомых можно подтвердить справедливость пословицы. Стараются, жизнь кипит.
35. Для добра трудиться — есть чем похвалиться.
Ужодя из леса, всегда старался собрать как можно больше мусора. Хвалюсь вот.
36. Ленивому всегда некогда.
Вспомнил что плинтус так до конца не прибил. Некогда всё.
37. Неча на зеркало пенять, коли рожа крива.
Подружке своей, получеловеку, говорил, что все её проблемы из-за того что она колется. Сам при этом принимал то же вещество (меф), только через нос.
38. Вся семья вместе, так и душа на месте.
Всегда переживал когда она уходит, потому как возвращается обычно с какими-нибудь проблемами. Возвращению радовался, живая хотя бы.
39. Если хочешь узнать характер человека, поставь его в начальники.
Одно время подрабатывал со знакомыми на стройке. Один из ребят выступал посредником между работодателем и командой, то есть был нашим бригадиром. В работе он проявил трудолюбие и ответственность, что подтвердило наше мнение о нём.
40. Не хвались родителями, хвались добродетелями.
Тренер по рукопашному бою на 23 февраля вручил благодарности нам и нашим родителям. То есть, он оценил что в характер ребёнка основной вклад вносят родители.
 

Тирлибом

Я имею вам что-то сказать...
Наш человек
Регистрация
27 Авг 2020
Сообщения
425
Реакции
715
А.С. Макаренко - Педагогическая поэма.

Часть первая. Главы 1 - 7.
"Педагогическая поэма" - автобиографический роман Антона Семёновича Макаренко.
На начало произведения действия происходят в колонии для содержания несовершеннолетних преступников, расположенной недалеко от Полтавы. Здания этого учреждения образуют ровный четырёхугольник, в чём видется строгость и практичность. К заключённым применялись телесные наказания, нередко их били палками. После революции преступники разбежались и учреждение было решено закрыть. Всё что составляло какую-либо ценность было вывезено, включая печи, двери и оконные стёкла.
В 1920-м году заведующим отдела народного образования было решено восстановить исправительное учреждение. Методы воздействия на малолетних преступников определены им не были, но он настаивал на том, чтобы они были педагогичными, а не тюремного типа. Задача воспитания возлагалась заведующим на автора произведения - педагога и писателя Антона Семёновича Макаренко.
К себе в помощники Антон Семёнович получил завхоза, Калину Ивановича. Это был мужчина в возрасте, ничего не смыслящий в педагогике, о чём заявлял прямо. Его грубость и невежество выражались в привычке ругать всех подряд, в том числе явления крайне противоположные друг другу. Позже к ним присоединились две молодые воспитательницы.
Колонию пришлось восстанавливать на малые средства. То же касалось и продовольственного снабжения. Антону Семёновичу иной раз приходилось идти на хитрость. Он писал требование в отдел, к которому колония не относилась. Воспользовавшись бюрократической неразберихой и спешкой чиновника, иногда удавалось что-нибудь получить. Из-за того что воспитанники недоедали, Антон Семёнович также не порицал воровство на рыночной площади. Таким образом управляющему колонией иной раз приходилось отступаться от собственных правил и убеждений.
Воспитанники Антона Семёновича вели себя крайне неуважительно и дерзко. Они грубили, отказывались выполнять поручения. Основную их часть составляли воры и грабители в возрасте 18-ти лет и младше. Закономерно, что мораль и нормы общественного поведения им были чужды. В своём лексиконе ребята использовали выражения, свойственные уголовному миру.
Антон Семёнович изучил множество педагогической литературы, но рекомендаций касательно его случая так и не получил. Методику работы ему приходилось создавать самостоятельно и "на ходу". Апогеем отступления Антоном Семёновичем от основных правил педагогики стал случай с воспитанником Задоровым. К тому времени из-за попустительского отношения парни совершенно перестали уважать педагогический состав колонии. В гневе Антон Семёнович ударил Задорова по щеке и пригрозил остальным тюремным сроком. Макаренко было неловко после этого случая, формально он был неправ. Однако же, он оценил, что для успешного завершения порученного ему дела в некоторых случаях необходимо применять диктаторский подход. На кону стояло тюремное заключение воспитанников. Этого Антон Семёнович допустить никак не мог. В проявлении гнева начальника колонии воспитанники увидели последствия своего хамского отношения к его труду. Впредь они стали относиться к нему с уважением.
Антон Семёнович установил в колонии строгую дисциплину. Он запретил воспитанникам покидать учреждение без его разрешения, назначал дежурных для поддержания чистоты и порядка.
Некоторые из ребят занимались рыбной ловлей. Добычу делили среди узкого круга лиц. Когда рыбу предложили Антону Семёновичу, он убедил ребят, что еда должна доставаться всем, так как в её добыче и приготовлении присутствует вклад каждого.
В условиях голода в колонии процветало воровство. Ребята знали кто за этим стоит, но не выдавали нарушителя, так как считали это зазорным. Управляющий колонией неоднократно объяснял малолетним преступникам, что воруют именно у них, и замалчивать это означает допускать к себе неуважительное отношение. В последствии состоялся товарищеский суд и виновный был наказан. Ребята больше не могли терпеть пренебрежительного отношении к их интересам со стороны своих товарищей.
Решив внутренние проблемы и сплотив коллектив, Антон Семёнович организовал борьбу с преступностью вне колонии. Во главе со своим начальником, воспитанники преследовали грабителей, а также помогали леснику в поимке рубщиков леса.
С наступлением весны колония разрослась. Пополнился и штат сотрудников. К ним присоединился кузнец, он предоставил всё необходимое и обучал ребят ремеслу. Антону Семёновичу удалось выхлопотать переселение на новое место. Оно отличалось условиями, пригодными для сельского хозяйства. Также там имелся фруктовый сад, недалеко протекала речка. Стараниями Калины Ивановича у них появился конь. Из числа воспитанников был назначен ответственный за его содержание.
Жизнь в колонии приобрела новый вид. Мальчишки охотно трудились во благо общины, а к руководящему составу относились с уважением.
 

Тирлибом

Я имею вам что-то сказать...
Наш человек
Регистрация
27 Авг 2020
Сообщения
425
Реакции
715
А.С. Макаренко - Педагогическая поэма (продолжение).

Часть первая. Главы 8 - 15.
Шёл второй год со дня основания колонии. Строительство помещений, предназначенных для переселения, так и не было завершено. Колонисты жили на прежнем месте, работа шла на два фронта.
Фруктовый сад приносил урожай, но за поле, выделенное им для выращивания злаковых культур, пришлось бороться. Мирным способом решить вопрос не представлялось возможным и воспитанники проявили инициативу. Защищая своё право пользоваться землёй, они влезли в драку и отобрали у рабочих сеялку. К осени часть поля было засеяно, что означало значительный успех для колонии.
Само слово "колония" не употреблялось педагогическим составом. Воспитатели старались привить ребятам осознанное стремление к труду, не основанное на принуждении. Их действия приносили свои плоды. Даже вновь прибывшие парни и девушки не оказывали сопротивления и относились к ним уважительно. В педагогах ребята не видели своих врагов. Многие из них оказывали содействие воспитателям в установлении дисциплины и порядка. Задоров с гордостью заявлял о том что принадлежит к трудовой части населения.
Во время проведения досуга Антон Семёнович рассказал воспитанникам о жизни Максима Горького. Ребята впечатлились тем фактом, что этот человек провёл некоторую часть жизни, будучи беспризорником. Это укрепило их веру в себя как в людей, способных забыть своё тяжёлое прошлое и начать честную трудовую деятельность. Колонию было принято называть "Горьковской". Впоследствии это название закрепилось на официальном уровне.
В повседневной жизни не обходилось без инцидентов. Ребята нередко устраивали между собой драки. В ход шло холодное оружие: ножи и кистени. В такие моменты Антон Семёнович проявлял сдержанность. Появляясь в дверях спального помещения, он с суровым видом ожидал пока воспитанники прекратят беспорядки и шум утихнет. Затем он приказывал сдать оружие. Наказывать коллектив в этом случае было бесполезно. Антон Семёнович применил индивидуальные меры воздействия к одному из зачинщиков поножовщин. Он выгнал Чобота из колонии, посоветовав поискать место где такое поведение было бы приемлемым. Макаренко также сказал, что он может вернуться, но не раньше чем через 2 недели. Не найдя для себя места лучше чем колония, Чобот вернулся и обещал, что впредь такого не повторится. Воспитанник Митягин был убеждённым вором. Хитрый и удачливый, он не видел в этом отрицательных последствий. Начальник колонии акцентировал внимание на том, что такой вид деятельности губителен прежде всего для самого вора. На заявление Митягина о том, что он всё равно воровать будет Антон Семёнович ответил: "Ну и воруй. Ты же не мне хуже делаешь, а себе".
Одно время пьянство стало частым явлением. Антон Семёнович понимал, что никакое воздействие на колонистов не даст результатов, а бороться нужно с поставщиками самогона. Он получил разрешение на эти действия и устроил рейд в соседнем поселении.
После появления в колонии евреев, некоторые воспитанники стали издеваться над ними. Вскоре дело дошло до избиения двух из них в присутствии дежурного воспитателя. Зачинщиком драки был Осадчий. Он не признал свою вину и вёл себя надменно. В ярости Антон Семёнович бросился на него, взяв в руки стул как оружие. К счастью, его остановил Задоров. Осадчий был наказан четырьмя сутками заключения в сапожной мастерской. По окончанию этого срока он не смог перебороть гордыню и заявил об уходе из колонии.
Макаренко никого из воспитанников не удерживал силой, потому как это нарушило бы воспитательный процесс. С той же лёгкостью он принимал их обратно. Антон Семёнович не верил в неисправимость подопечных и прилагал все усилия для того, чтобы создать способствующую этому процессу обстановку.
Однако же одну из колонисток ему пришлось выгнать безвозвратно. Забеременев во время прохождения обучения, она расчётливо и хладнокровно убила родившегося ребёнка. Антон Семёнович готов был и дальше заниматься её воспитанием, но остальные девушки запротестовали. Исключить несостоявшуюся мать было в интересах всех воспитанников, потому как ей бы не дали спокойно жить в составе Горьковской колонии. Антон Семёнович подыскал ей место на предприятии и простился с девушкой.
Несмотря на обилие в этот период трагических событий, в Горьковской колонии преобладала атмосфера товарищества и доверия, смеха, морального и физического здоровья. Воспитанники, склонные к определённому виду трудовой деятельности, получали себе работу по душе и несли за неё ответственность. Ребята дорожили своим пребыванием в колонии. Это было следствием справедливого отношения к ним и отсутствием брезгливости со стороны педагогического состава.
 

Тирлибом

Я имею вам что-то сказать...
Наш человек
Регистрация
27 Авг 2020
Сообщения
425
Реакции
715
А.С. Макаренко - Педагогическая поэма (продолжение).

Часть первая. Главы 16 - 28.
Моральная обстановка внутри колонии была стабильной и благоприятной. Воспитанники охотно трудились несмотря на плохое снабжение продовольствием и бытовые условия. Средства, на которые существовало учреждение, Антон Семёнович предпочитал вкладывать в развитие колонии. На них покупались семена и инвентарь. Воровство внутри колонии было искоренено полностью. За этим следили сами воспитанники. Колонисты также приучали вновь прибывших к порядку и гигиене. Однако к населению вне колонии парни зачастую относились враждебно.
Крайней формой таких отношений стали грабежи на проходящей неподалёку дороге. Узнав об этом, Антон Семёнович оказался в шаге от суицида. Виновного наказали сами колонисты. Они избили Приходько до потери сознания. На этом данный вид преступной деятельности был искоренён.
Совсем по-другому обстояло дело с воровством. Это занятие колонисты не считали зазорным. Способствовала укреплению этих взглядов и внешняя обстановка. Колония была окружена дворами кулаков, о многих из которых ходили дурные слухи. У таких людей, по мнению воспитанников, можно и нужно красть. Макаренко то и дело приходилось объясняться с селянами, убеждать их в непричастности своих подопечных и даже откупаться под страхом заведения на них уголовного дела. Он дорожил судьбами воспитанников и понимал, что за столь короткий срок требовать от них исправления неразумно. Чтобы прекратить преступную деятельность, начальнику колонии пришлось исключить из неё уже небезызвестного Митягина.
Временами никто из руководящего состава не верил в перевоспитание подопечных, но начатое дело необходимо было продолжать, чего бы это им не стоило.
В решении хозяйственных вопросов приходилось идти на авантюры. Так Антон Семёнович взял в аренду трёх лошадей. Договор предполагал большие штрафы и неустойки в случае невыполнения колонией своих обязательств. Другого варианта у Антона Семёновича не было и он пошёл на риск. Осознав, что собрать урожай без применения механизированного труда не представляется возможным, он обменял одного из арендованных коней на жатку. Впрочем, всё закончилось удачно. Председатель отметил смекалку управляющего колонии, подарил им жатку и даже уговорил завхоза пересмотреть условия договора.
Антон Семёнович Макаренко утверждал, что до тех пор пока в обществе не сложился коллектив и традиции, воспитателю необходимо применять методы принуждения. Это нарушало общепринятые на то время нормы педагогики. В комитете народного образования его доклады о дисциплине принимали с неодобрением. Однако, это обстоятельство не сильно беспокоило Антона Семёновича. Будучи человеком дела, своей задачей он ставил воспитание сильного, крепкого человека, ставящего интересы коллектива выше собственных. Понравиться своему начальству в планы Антона Семёновича не входило. Впрочем, по прошествии времени, видя результаты его труда, методы работы Макаренко были одобрены.
Среди педагогического состава колонии Антоном Семёновичем было заведено не расспрашивать у воспитанников о прошлой жизни. Он не напоминал им проступки прошлого и предпочитал чтобы колонисты лишний раз не вспоминали об этом. Так, впоследствии даже между собой они прекратили хвастать событиями прошлой жизни.
Антон Семёнович произвёл важное изменение в системе управления. Всех колонистов он поделил на отряды, в каждый из которых был назначен командир. Это способствовало развитию организаторских навыков а также воспитывало ответственность и чувство долга. Существовали и временные, так называемые сводные отряды. Благодаря этому, командный состав часто менялся и даже наиболее неподходящие на эту должность становились руководителями. Таким образом, ребята имели возможность прочувствовать сложность задач, возлагаемых на командиров.
Антон Семёнович проводил среди воспитанников занятия по боевой подготовке. Мальчишкам безумно нравилось это увлечение. Вскоре их внешний вид изменился в лучшую сторону. Свойственная многим из них расхлябанность уступила место подтянутости и военной выправке. В колонии появилось собственное знамя, которым очень дорожили. Велись разговоры и о создании собственного комсомольского отряда.
К концу третьего года существования, колония окончательно переселилась на новое место. Хозяйственная часть значительно улучшилась. Помимо прочего появились свиньи и коровы. Число воспитанников достигло восьмидесяти. Претерпел изменения и педагогический состав. Ни на что не годные воспитатели были уволены, а их место заняли энергичные, молодые и ответственные. В их состав вошёл агроном, подвергший весь технологический процесс строгому учёту и контролю. Со стороны комитета народного образования на колонию и методику воспитания Антона Семёновича были возложены большие надежды.

Конец первой части.
 
Последнее редактирование:

Тирлибом

Я имею вам что-то сказать...
Наш человек
Регистрация
27 Авг 2020
Сообщения
425
Реакции
715
А.С. Макаренко - Педагогическая поэма (продолжение).

Часть вторая.
Под руководством агронома Шере силами воспитанников, сплочённых в дружные отряды, хозяйство колонии Горького приумножалось и начало приносить прибыль. Поля были засеяны злаковыми культурами и овощами, появились коровы, свиньи, закуплены лошади. Работы на полях производились точно в срок, не забывали и об эстетическом оформлении территории. Строительный мусор был вывезен, возле домов, вдоль дорожек и террас располагались клумбы и цветники.
Атмосферу спокойствия и благополучия автор выражает также в описаниях природы, которым в первой части романа не было места. Извилистый берег реки Коломак, на котором располагалась колония, изображён весьма поэтично. Чувствуется некоторая таинственность и сказочность этого места, подкреплённая словами автора о возможности разведения в водах реки русалок.
Не менее красочно описан процесс утренней растопки печей. Потрескивания поленьев сравниваются автором с бурным повествованием рассказчиков, спешащих и перебивающих друг друга. В пламени печи чувствуется озорство и задор, который стал неотъемлемой частью жизни колонистов. В работе и в обсуждении важных вопросов мальчишки то и дело подшучивали друг над другом. Порой они повергали язвительным, но дружелюбным насмешкам руководящий состав, в частности агронома.
Слово "колонист" перестало быть табуированным для педагогического состава. Напротив, воспитанники гордились этим званием, им награждались самые достойные и преданные общественному делу. Советом командиров было выработано правило, обязывающее всех к получению этой награды под страхом быть изгнанным из колонии.
В зимнее время ребята были заняты учёбой и участием в театральных постановках. Зрелища привлекали жителей близлежащих сёл и даже были предметом споров из-за ограниченного количества посадочных мест. Зрители получали билеты бесплатно, потому как Антону Семёновичу и колонистам было принципиально, чтобы театр имели возможность посетить представители всех слоёв населения. В этих действиях колония Горького выражала приверженность линии коммунистической партии, которую воспитанники уважали, признавав её справедливость.
В колонии особенно горячо любили готовиться и проводить праздники. Самыми торжественными датами были 1 мая и день рождения М. Горького. Пьянство среди гостей колонии строго пресекалось со свойственным мальчишкам чувством юмора.
В состав колонии было принято ещё 40 воспитанников. Под влиянием педагогов и старших ребят они быстро освоились. Беспорядков и правонарушений не возникало. Некоторые из воспитанников поступили на рабфак и с началом учебного года покинули территорию колонии. Заботясь об их благополучии, Антон Семёнович выделил им крупную сумму из собственных средств. В дальнейшем колония помогала им продуктами.
Во второй части романа Ольга Воронова, воспитанница и помощница агронома, вышла замуж за селянина, приверженца коммунистической идеи. Советом командиров было решено немалую часть хозяйства выделить в качестве приданного. Руководило ими не только желание помочь молодой семье, но и стремление повысить авторитет колонии и советской власти. "Это правильно. Пусть нам будет тяжело, но Воронову нужно выдать богато, богаче всех в округе. Куркулям нужно показать место", - высказался Шере, которому, по мнению колонистов были не свойственны такие растраты. Иное решение совета было принято в случае с Опришко. Отец его возлюбленной был кулаком и согласился выдать дочь замуж только при условии, что приданного будет не меньше чем у Ольги. Против этих мер коллективно был высказан протест. Тем вечером Опришко вернулся в колонию пьяным. Воспитанники осудили его поведение и по совокупности данных Антон Семёнович выгнал его из колонии.
Более трагичный исход был у Чобота. Он тяжело переживал отказ своей возлюбленной переехать с ним жить к брату. Чобот просил помощи у Антона Семёновича чтобы тот убедил её. Антон Семёнович же поддержал решение девушки. В течение нескольких дней Чобот был задумчив и избегал встреч с начальником колонии. Вероятно, он был обижен и зол. Ранним утром Чобота нашли повешенным на балконе конюшни.
В комитете народного хозяйства Антону Семёновичу Макаренко по-прежнему ставили в укор такие методы воздействия как содержание провинившихся в заключении на хлебе и воде. Не принимались также трудовые соревнования и вознаграждение воспитанников денежными средствами пропорционально их вкладу в развитие колонии. По их мнению, такие меры воспитывают рабскую психологию и отсутствие осознанного стремления к труду. Несмотря на противоречия общепринятым правилам педагогики, руководство высоко оценивало результат работы Антона Семёновича.
В 1925 году колонистами и педагогическим составом овладело желание переезда. По мнению Антона Семёновича, воспитанникам необходимо предоставить большую и трудную задачу. Коллектив должен непрерывно находиться в развитии. Такая возможность вскоре появилась. Инспектор народного образования предложил Макаренко взять под своё начало Куряжскую колонию. Её составляли 400 беспризорников и 40 педагогов. Воспитанники отказывались учиться и выполнять какую-либо работу, в плохо отопленных помещениях царил беспорядок. Вопрос переселения горьковцев в Куряжскую колонию был вынесен на совете командиров. Задача представлялась неимоверно сложной и в успешность её выполнения никто не верил. Калина Иванович воодушевил участников собрания. Он сказал, что взять под своё начало Куряжскую колонию - дело благородное. Без помощи горьковцев беспризорники пропадут, поэтому непременно нужно ехать. Совет командиров единогласно поддержал мнение Калины Ивановича и колония Горького начала готовиться к вступлению в новую эпоху своего развития, предвещавшую непосильный труд и новые свершения.
 

Тирлибом

Я имею вам что-то сказать...
Наш человек
Регистрация
27 Авг 2020
Сообщения
425
Реакции
715
А.С. Макаренко - Педагогическая поэма (продолжение).

Часть третья. Главы 1 - 8.
Первая половина третьей части романа посвящена подготовке и объединению Горьковской и Куряжской колонии.
Антон Семёнович признаёт, что решительных действий в этот период не производилось, он провёл это время в ожидании переезда колонистов. Так происходило из-за недостаточного количества находившихся рядом преданных ему людей. Однако, организационные меры были приняты. Куряжцев разделили на отряды, в каждый из которых из их числа был назначен командир. Работали воспитанники неохотно, выражая в этом свой протест. Горьковцы, порицая тунеядство, то и дело называли их дармоедами. Впрочем, ситуация была не столь трагична. Многие из куряжцев были готовы принять новый режим, но боялись заявить об этом открыто.
Не обходилось и без стычек среди колонистов. Так, задиристый парень с фамилией Ховрах был побит когда пытался пройти на кухню вопреки требованиям дождаться начала обеда. В этом происшествии колонисты увидели торжество справедливости. Они осознали, что с бесчинством правящего круга лиц можно бороться и отстаивать правду. Немногим позже воспитанники Куряжской колонии предприняли самостоятельную попытку остановить воровство в кругу своих товарищей.
Преступный вид деятельности процветал в колонии, потому как старшие ребята заставляли молодых и слабых идти на воровство, присваивая при этом основную часть прибыли. Воспитанники были запуганы и подавлены, что заставляло их подчиняться.
А.С. Макаренко указывает, что из-за такого рода взаимоотношений беспризорники часто сбегают в поисках лучшего места. Так за свою жизнь они могут поменять 2-3 колонии, а иногда это число доходит до десятка. По мнению Антона Семёновича, каждый беспризорный в глубине души хочет овладеть авторитетной специальностью, такой как шофёр или металлург. Преступную деятельность они расценивают как временную и необходимую меру. В этом нет никакой идеологии или романтики, которую пытается рассмотреть население. Неверное толкование приводит к тому что в педагогической деятельности сотрудники пытаются искоренить слабо выраженное либо вовсе выдуманное явление.
Большинство беспризорных постоянно занято заботой о собственном выживании. Их действия направлены в основном на добычу пищи. Поступки они совершают инстинктивно, без раздумий и сомнений, поэтому их моральная составляющая часто игнорируется ими. В результате приобщения к колонии, беспризорные не получают полноценного развития, а отсутствие необходимости бороться за существование только ухудшает их положение.
Антон Семёнович проводил разговоры о планах и целях, рассказывал о том, каких результатов удалось достичь в Горьковской колонии. Его публичные выступления куряжцы оставляли без должного внимания. Однако, на них произвёл впечатление вид самих воспитанников, торжественно вошедших на территорию колонии. К своему прибытию они подготовили постановление, которое было зачитано на общем собрании. Это был совершенно необходимый шаг, потому как человек, не видящий чёткой цели и перспективы развития ни к чему не стремится. Декларация содержала организационные меры, такие как деление на отряды, совершённое с учётом характера колонистов и их взаимоотношений. Обедать полагалось в строгом порядке. Также были установлены приоритетные виды работ и сроки выполнения. Огромное внимание уделялось гигиене.
Несмотря на эти и другие требования, декларация была принята с ошеломляющим успехом. Горьковцы позволили себе пошутить по поводу ущемлённых бытовых условий, связанных с принятием этих мер. Далее провели голосование и отметили объединение двух колоний танцами.
 

Тирлибом

Я имею вам что-то сказать...
Наш человек
Регистрация
27 Авг 2020
Сообщения
425
Реакции
715
А.С. Макаренко - Педагогическая поэма (продолжение).

Часть третья. Главы 9 - 15.
С прибытием горьковцев Куряжская колония преобразилась в рекордно короткий срок. Внешний вид и организованность прибывших стали примером для большинства воспитанников. Отныне они видели перед собой перспективы своего развития и у них появился для этого стимул. Отлынивавшие от работы подвергались общественному порицанию с неизменным для горьковской среды остроумием. Совет командиров и общественный суд по-прежнему оставались высшими органами власти.
Поставленные задачи были выполнены точно в срок к празднику первого снопа. На территории колонии заработали мастерские, приносившие неплохую прибыль. Достигнуты успехи в области образования. Воспитанники имели возможность учиться до шестого класса. Организован собственный оркестр.
В третьей части романа чувствуется обида и осуждение Антоном Семёновичем коллектива педагогов, находящегося на руководящей и надзирательной должности. Причина этому - высокомерие, с которым они обсуждали действия начальника колонии. В тексте эти лица язвительно названы людьми "Олимпа".
Как это и случалось ранее, А. С. Макаренко сталкивался с непониманием его педагогических методов. Огромную роль в воспитании коллектива Антон Семёнович отводил сложившимся в нём традициям. Движущими факторами развития он считал преемственность опыта, передающегося в результате совместных действий. В комитете народного образования же считали, что личность способна к саморазвитию, которому необходимо просто не мешать. Основной упор в вопросах воспитания ставился ими на понятия социальной дисциплины и самоорганизации. Деятелями педагогики в эти термины закладывалось создание убеждённости человека в необходимости порядка, не прибегая при этом к влиянию коллектива как к методу насильственному. Антон Семёнович оставался преданным своему способу воспитания несмотря на обвинения со стороны сотрудников комитета народного образования. Он был уверен, что истинные знания можно получить только в результате опыта, а не рассуждений.
В 1927 году А.С. Макаренко был назначен на должность руководителя коммуны им. Дзержинского. В её состав входили беспризорники, часть которых была переселена из Горьковской колонии. Вскоре после открытия, коммуна показала хорошие результаты. Начало её деятельности было связано с изготовлением товаров народного потребления - мебели и изделий из металла. Впоследствии она преобразовалась в промышленный комплекс, основными сферами деятельности которого являлось станкостроение и производство оптических приборов.
К этому времени отношения А.С. Макаренко с педагогическим советом складывались не лучшим образом. Многие из них критиковали его деятельность и потребовали от него отчёт. Коллегией педагогов порицалось стремление начальника колонии привить воспитанникам чувство долга, утверждая, что это основа буржуазных отношений, противоречащая коммунистической идеологии. В порыве гнева Антон Семёнович сказал, что они ничего не смыслят в вопросах воспитания. Немногим позже, рассудив, что колонии им. Горького больше нет острой нужды в нём, Антон Семёнович ушёл в отставку.
Судьбы воспитанников складывались вполне благополучно. Все они нашли себе дело по душе, многие из них занимали должности, пользующиеся авторитетом. В коммуне сохранились традиции колонии им. Горького. Впрочем, возникли и новые, не менее значимые для коллектива.
Конец.

P.S. В "педагогической поэме" А.С. Макаренко представлен как любящий отец для подопечных ему беспризорных. Заботливый и ответственный, он ставит их благополучие выше собственных интересов. В педагогической деятельности Антон Семёнович избегает стандартизации, считая каждый случай, произошедший в колонии, уникальным.
Будучи первопроходцем в вопросах воспитания на советском пространстве, он часто подвергается критике. Многие вопросы педагогики на то время остаются не изученными, и уж тем более не подтвержденными опытом. Недаром, заканчивая произведение, автор выражает надежду на то, что в скором времени будет разработана методика воспитания подрастающего поколения.