А.С. Макаренко - Педагогическая поэма (продолжение).
Часть вторая.
Под руководством агронома Шере силами воспитанников, сплочённых в дружные отряды, хозяйство колонии Горького приумножалось и начало приносить прибыль. Поля были засеяны злаковыми культурами и овощами, появились коровы, свиньи, закуплены лошади. Работы на полях производились точно в срок, не забывали и об эстетическом оформлении территории. Строительный мусор был вывезен, возле домов, вдоль дорожек и террас располагались клумбы и цветники.
Атмосферу спокойствия и благополучия автор выражает также в описаниях природы, которым в первой части романа не было места. Извилистый берег реки Коломак, на котором располагалась колония, изображён весьма поэтично. Чувствуется некоторая таинственность и сказочность этого места, подкреплённая словами автора о возможности разведения в водах реки русалок.
Не менее красочно описан процесс утренней растопки печей. Потрескивания поленьев сравниваются автором с бурным повествованием рассказчиков, спешащих и перебивающих друг друга. В пламени печи чувствуется озорство и задор, который стал неотъемлемой частью жизни колонистов. В работе и в обсуждении важных вопросов мальчишки то и дело подшучивали друг над другом. Порой они повергали язвительным, но дружелюбным насмешкам руководящий состав, в частности агронома.
Слово "колонист" перестало быть табуированным для педагогического состава. Напротив, воспитанники гордились этим званием, им награждались самые достойные и преданные общественному делу. Советом командиров было выработано правило, обязывающее всех к получению этой награды под страхом быть изгнанным из колонии.
В зимнее время ребята были заняты учёбой и участием в театральных постановках. Зрелища привлекали жителей близлежащих сёл и даже были предметом споров из-за ограниченного количества посадочных мест. Зрители получали билеты бесплатно, потому как Антону Семёновичу и колонистам было принципиально, чтобы театр имели возможность посетить представители всех слоёв населения. В этих действиях колония Горького выражала приверженность линии коммунистической партии, которую воспитанники уважали, признавав её справедливость.
В колонии особенно горячо любили готовиться и проводить праздники. Самыми торжественными датами были 1 мая и день рождения М. Горького. Пьянство среди гостей колонии строго пресекалось со свойственным мальчишкам чувством юмора.
В состав колонии было принято ещё 40 воспитанников. Под влиянием педагогов и старших ребят они быстро освоились. Беспорядков и правонарушений не возникало. Некоторые из воспитанников поступили на рабфак и с началом учебного года покинули территорию колонии. Заботясь об их благополучии, Антон Семёнович выделил им крупную сумму из собственных средств. В дальнейшем колония помогала им продуктами.
Во второй части романа Ольга Воронова, воспитанница и помощница агронома, вышла замуж за селянина, приверженца коммунистической идеи. Советом командиров было решено немалую часть хозяйства выделить в качестве приданного. Руководило ими не только желание помочь молодой семье, но и стремление повысить авторитет колонии и советской власти. "Это правильно. Пусть нам будет тяжело, но Воронову нужно выдать богато, богаче всех в округе. Куркулям нужно показать место", - высказался Шере, которому, по мнению колонистов были не свойственны такие растраты. Иное решение совета было принято в случае с Опришко. Отец его возлюбленной был кулаком и согласился выдать дочь замуж только при условии, что приданного будет не меньше чем у Ольги. Против этих мер коллективно был высказан протест. Тем вечером Опришко вернулся в колонию пьяным. Воспитанники осудили его поведение и по совокупности данных Антон Семёнович выгнал его из колонии.
Более трагичный исход был у Чобота. Он тяжело переживал отказ своей возлюбленной переехать с ним жить к брату. Чобот просил помощи у Антона Семёновича чтобы тот убедил её. Антон Семёнович же поддержал решение девушки. В течение нескольких дней Чобот был задумчив и избегал встреч с начальником колонии. Вероятно, он был обижен и зол. Ранним утром Чобота нашли повешенным на балконе конюшни.
В комитете народного хозяйства Антону Семёновичу Макаренко по-прежнему ставили в укор такие методы воздействия как содержание провинившихся в заключении на хлебе и воде. Не принимались также трудовые соревнования и вознаграждение воспитанников денежными средствами пропорционально их вкладу в развитие колонии. По их мнению, такие меры воспитывают рабскую психологию и отсутствие осознанного стремления к труду. Несмотря на противоречия общепринятым правилам педагогики, руководство высоко оценивало результат работы Антона Семёновича.
В 1925 году колонистами и педагогическим составом овладело желание переезда. По мнению Антона Семёновича, воспитанникам необходимо предоставить большую и трудную задачу. Коллектив должен непрерывно находиться в развитии. Такая возможность вскоре появилась. Инспектор народного образования предложил Макаренко взять под своё начало Куряжскую колонию. Её составляли 400 беспризорников и 40 педагогов. Воспитанники отказывались учиться и выполнять какую-либо работу, в плохо отопленных помещениях царил беспорядок. Вопрос переселения горьковцев в Куряжскую колонию был вынесен на совете командиров. Задача представлялась неимоверно сложной и в успешность её выполнения никто не верил. Калина Иванович воодушевил участников собрания. Он сказал, что взять под своё начало Куряжскую колонию - дело благородное. Без помощи горьковцев беспризорники пропадут, поэтому непременно нужно ехать. Совет командиров единогласно поддержал мнение Калины Ивановича и колония Горького начала готовиться к вступлению в новую эпоху своего развития, предвещавшую непосильный труд и новые свершения.